2132

И море превратится в лес

Правительство Казахстана планирует довести за три-четыре года площадь посадок саксаула на дне высыхающего Арала до миллиона гектаров

И море превратится в лес

Одну из главных экологических катастроф современности обсудили на днях на конференции #ARALIssues Conference-2021, организованной международным центром журналистики MediaNet и DW Akademie в рамках проекта “Содействие в трансграничном освещении экологических вопросов в Центральной Азии”.

Немного истории. Как известно, обмеление некогда четвертого по величине в мире озера, из-за своих размеров именовавшегося морем, началось в 60-х годах прошлого века в результате забора воды из основных питающих его рек Сырдарьи и Амударьи на орошение сельскохозяйственных земель. В конце 1980-х годов море распалось на два водоема - Северный (Малый) Арал и Южный (Большой) Арал. Южный Арал затем также разделился на две части, и восточная его половина уже в нынешнем веке практически полностью высохла. Сегодня на территории бывшего Аральского моря имеется несколько отдельных водоемов, и правительства двух стран, а также общественники продолжают вести борьбу за сохранение хотя бы этих крох.

По словам руководителя агентства Международного фонда спасения Арала в Узбекистане Вадима СОКОЛОВА, исследования показывают, что за последние 20 лет приток воды в Северный Арал по Сырдарье мог достигать 9-10 кубических километров, однако за последние четыре года объем воды снизился, составив менее 2 кубических километров, что значительно ухудшило ситуацию. Что касается Южного Арала, то там на сегодняшний день несколько локальных водоемов, которые тоже находятся в плачевном состоянии.

- Водная поверхность Западного моря за последние 10 лет уменьшилась на 100 тысяч гектаров, - заметил Соколов. - В рамках межгосударственной водной комиссии было определено, сколько нужно воды для стабильной водной ситуации. Эта цифра - 5 кубокилометров в год. Мы в прошлом году провели оценку, сколько нам нужно воды для каждого из водоемов. Для Западного моря - порядка 2 кубокилометров, а суммарно надо как минимум 7,8 кубокилометра в год. Но на самом деле за последние 10 лет реальный приток воды был меньше, причем не только по реке Амударье, но и по коллекторам, питающим систему озер. Фактически за последние 4 года притекало порядка 10-15 процентов от того, что нам нужно.

Рассказывая о том, какие шаги предпринимаются для улучшения ситуации, спикер посетовал на скудное финансирование, не позволяющее реализовывать масштабные проекты. Тем не менее узбекская сторона старается, в основном за счет госбюджета, сохранить систему озер и наполнить Междуреченское водохранилище, созданное в Южном Приаралье.

- В 2017 году был большой приток воды по Амударье, - сообщил эксперт. - К сожалению, объект не был достроен, часть плотины смыло. Образовался каньон, и мы с 2018-го начали активные работы по его восстановлению. И сейчас наш объект уже четко высвечивается на космических снимках.

Казахстан со своей стороны также принимает меры по улучшению экологической обстановки в Приаралье. Как рассказал руководитель управления гидромелиорации и реализации госпрограммы комитета по водным ресурсам Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Ердос КУЛЬЖАНБЕКОВ, в 2002-2008 годах был реализован масштабный проект по регулированию русла Сырдарьи на сумму около 85 миллионов долларов.

- Пропускная способность реки Сырдарьи увеличилась до 700 кубов в секунду, - сказал он. - В короткий период акватория северной части моря увеличилась на 900 квадратных километров и достигла показателя более 3000 квадратных километров. Объем воды в море стабилизирован в объеме 25 кубокилометров. Минерализация воды снизилась с 23 до 12 граммов на литр. Данные благоприятные условия позволили восстановиться флоре и фауне, в связи с чем увеличилась популяция местных видов рыб. Созданы условия для разведения промысловых пород рыб с перс­пективой развития отрасли до 11 тысяч тонн в год.

В настоящее время Казахстан работает над снижением выноса пылевых отложений со дна Аральского моря. Для этого на пустынных землях сажают саксаул - растение, сдерживающее песчано-солевые бури.

- В настоящее время за счет государственного бюджета и международных организаций созданы устойчивые лесные массивы на площади более 350 тысяч га, - сообщил Кульжанбеков. - В планах правительства к 2025 году довести данную площадь до миллиона гектаров, что в последующем окажет благоприятное воздействие на территорию Приаралья и в целом на Центрально-Азиатский регион.

Выслушав выступления экс­пертов, сидевший в зале житель Приаралья возмутился: вы, мол, много говорите, а нам нужны конкретные действия. В частности, нужна вода - тогда регион будет, как раньше, процветать. Однако, по мнению большинства экспертов, Аральского моря, каким оно было в первой половине XX века, не будет уже никогда. Но это, считает Вадим Соколов, не повод опускать руки.

- Я не согласен с мыслью, что Арал умер, - сказал он. - Мы видим, как сегодня в общем-то нормально живет наш регион. У нас прекрасные города, население не голодает, развита промышленность, сельское хозяйство. Конечно, та вода, которую отобрали, нарушила баланс Аральского моря. Но Арал не умер. Аральское море сегодня, если можно так сказать, ранено. И есть возможность найти средство, чтобы его вылечить. Спасти можно, если мы найдем воду. Решение в этом плане тоже есть, но это будет слишком дорого стоить всему человечеству, не только нашим регионам.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть