Всё срубить и посадить заново
В Петропавловске по итогам очередного озеленительного сезона деревьев стало… меньше. Кампания по посадке новых растений сильно отстала от темпов вырубки. Город избавили почти от 3000 деревьев, которые, по мнению акимата, являлись аварийными. Взамен на улицах города появилось всего 1155 молодых саженцев, и прижились отнюдь не все.
В этом году в полиции зафиксировали 17 случаев незаконной вырубки деревьев в Петропавловске, нарушителей наказали штрафами. Но лесорубы от акимата стоят особняком. Еще зимой 2020 года началась массовая вырубка деревьев. Тогда за несколько дней на глазах у изумленных горожан сразу уничтожили посадки вдоль нескольких центральных улиц! Под топор пошли даже недавно посаженные молодые деревья. Аким Петропавловска Булат ЖУМАБЕКОВ заявил, что все они аварийные. Но после волны возмущений в социальных сетях и коллективных обращений в прокуратуру вынуждены были провести проверку на одной из улиц. Привлекли экспертов, которые подтвердили очевидное: срубленные деревья были совершенно здоровы!
В прокуратуре объявили, что “вырубка деревьев проведена с нарушениями правил содержания и защиты зеленых насаждений”. Заплатил ли аким города штраф, неизвестно. Но это местные власти не остановило. Как выяснилось, тогда в акиматовских кабинетах уже родилась масштабная программа по озеленению по принципу “все срубить и посадить заново”.
- Эти деревья нарушают архитектурный ансамбль в целом, - заявил прошлой зимой главный по ЖКХ в городе Бахыт ИЛЬЯСОВ, - есть эскизы новой высадки. Будут высажены деревья со сформированной кроной: шаровидные ивы и пирамидальные тополя. Мы не можем одно дерево оставить, а другое убрать! Поэтому вопрос будет доведен до логического завершения.
И вот прошло почти два года, которые показали, что работать бензопилой у акиматовских подрядчиков получается куда лучше, чем высаживать деревья по всем правилам. В социальных сетях люди тыкали носом акимат на явные нарушения технологии посадки, которые известны любому дачнику. Глава Петропавловска Булат Жумабеков тогда даже съязвил: мол, советчиков в городе больше, чем деревьев. Но после волны критических замечаний все-таки привлек к делу профессионалов.
В местном ботаническом саду составили очень подробный перечень рекомендаций: о посадке и дальнейшем уходе за молодыми растениями, о культурах, которые предпочтительнее высаживать на тех или иных участках города, об обрезке, о том, что делать со старыми деревьями.
Однако в акимате к ним не очень-то прислушались. Например, специалисты рекомендовали к посадке вдоль улиц настоящих “универсальных солдат” - долговечные и неприхотливые вяз, липу и ясень. Но посадили в итоге березы, рябины, яблони и сосны. Еще два года назад советовали высаживать хвойные деревья не ближе 6 метров от проезжей части, но и в этом сезоне их расположили прямо у дороги. Не убедили чиновников и доводы о том, что не стоит сажать слишком высокие деревья. Превратить под ноль вырубленную улицу в тенистую аллею за один сезон - хотя и заманчивая, но заведомо провальная идея.
- Оптимальный размер дерева 2,5-3,5 метра, - говорит автор рекомендаций, руководитель ботанического сада Артур РЯЗАПОВ. - Для растений большего размера нужна соответствующая посадочная яма, которую не сделать из-за коммуникаций под землей. Кроме этого для пересаженных взрослых деревьев нужны специальные распорки, которые постоянно срезают по невнимательности при стрижке газона. Но, самое главное, в местных питомниках просто нет такого посадочного материала. Это должно быть растение с хорошо сформированными кроной и корневой системой, которое в питомнике уже пережило как минимум три пересадки. В противном случае вероятность приживаемости на улице 50 на 50.
И вот неутешительные итоги весенней посадки: погибли 193 дерева и почти два километра живой изгороди. Но Артур Рязапов говорит, что основной выпад стоит ждать в следующем году: ослабленные неправильной посадкой растения не переживут первую зиму.
В официальном сообщении акимата значится, что растения гибнут по двум причинам - нарушение корневой системы и несвоевременный полив. По мнению Рязапова, причина одна - сажают деревья в городе случайные люди:
- Они зимой снег убирают, летом асфальт кладут, а весной и осенью сажают растения! Они относятся к деревьям как к стройматериалу! Я им объясняю, что это живой организм, что нельзя им с голыми корнями лежать на воздухе, нельзя медлить. Это как в реанимации: чуть замешкался - потерял жизнь! Все объясню, отхожу, возвращаюсь, а они по-своему делают. Предписания делаем, а они их только спустя неделю исправляют. А что толку, там уже все погибло!
В этих предписаниях есть, например, такие замечания: “саженцы не посажены, просто стоят на земле”, “саженцы яблони посажены вверх корневой системой”, “живая изгородь из яблони высажена вместе с вишней”, “местами высажен мертвый посадочный материал”, “высажены саженцы ирги вместо яблони”, “корневая система находится на поверхности” и так далее.
- Город в этом году озеленяли семь подрядчиков, и это фирмы, которые просто предложили наименьшую сумму, - поясняет член общественного совета Петропавловска юрист Павел АФАНАСЬЕВ. - При этом в технической спецификации акимат не указывает никаких особых требований к ним. Хотя в штате должен быть агроном, бригадир должен хотя бы курсы озеленения пройти. Вместо этого нас успокаивают тем, что за те саженцы, которые погибли, деньги подрядчикам не платят. Но этого мало! Сейчас по всему городу высохшие деревья, изгородь. Должен быть гарантийный срок!
То, что за деревьями после посадки нужен уход, в Петропавловском акимате поняли лишь недавно. Тогда стали выделять деньги на дальнейшие мероприятия: полив, обработку стимуляторами и удобрениями. Но сколько средств уходит на всю эту кампанию, так и не удалось узнать. В публичном бюджете Петропавловска озеленение в одной строке с благоустройством - 2,7 миллиарда тенге в этом году. Более детальную информацию не предоставили даже членам общественного совета.
Между тем консультации подрядчикам Рязапов дает на общественных началах. На дендроплан тоже до сих пор не нашли денег.
- Этим летом мы сделали эту работу на трех километрах улиц, - говорит ученый Тимур ЗВЕРЯЧЕНКО. - Эта работа обошлась около миллиона тенге. А всего в городе 120 километров улиц, которые должны войти в дендроплан. В августе нас приглашали в акимат и дали отмашку на продолжение работы, но договор с нами пока не заключили.
Дендроплан - это документ, который позволит спланировать кампанию грамотно: определить, какое дерево стоит заменить, а какое еще послужит, какие культуры нужно готовить в питомниках и в каком количестве. Но в концепцию тотальной вырубки и последующей посадки этот документ, прямо скажем, не вписывается.
- Нужно себе честно признаться, что мы делаем: озеленяем город или освобождаем место под новые посадки, - отмечает Рязапов. - Я считаю, что новые микрорайоны нужно озеленять, создавать скверы и парки. Нужно высаживать вдоль улиц молодые растения на пустых местах, убирая постепенно старые. Но, массово вырубая взрослые деревья и по ниточке высаживая молодые, мы не увеличиваем количество зеленых территорий, а уменьшаем их!
В старых советских справочниках указано, что рассчитывать количество зеленых насаждений следует из того, что один гектар деревьев обслуживают 200 человек. У деревьев и кустарников в городе вполне утилитарная функция экологического каркаса: выделение кислорода, сдерживание шума и пыли, адсорбция вредных веществ от автомобилей и промышленных предприятий, регуляция температуры и влажности. Декоративность - это, скорее, приятный бонус. Но, кажется, именно это поставили во главу угла нынешние озеленители Петропавловска, держа в уме красивые картинки эскизов. А в результате ни красоты, ни пользы.
Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск