6731

Чей Уральск?

Разночтения и несогласованность законов, а также попустительство чиновников позволили вывести в частную собственность сотни гектаров земель в Уральске и его самых живописных окрестностях. Если сейчас посмотреть на спутниковую карту областного центра Западно-Казахстанской области, создается впечатление, что город буквально утопает в зелени.

Чей Уральск?
Лес продан в начале двухтысячных.

Однако стоит поменять режим карты на кадастровый, становится понятно, что в Уральске практически нет свободных земель, принадлежащих государству, весь город находится в частных руках. Да еще и непонятно чьих.

Кто и когда перевел массу государственных земель в частную собственность, вопрос хороший и интересный, но пока открытый. Известно лишь, что подавляющее большинство земельных участков стало частными владениями в бытность правления в Уральске Вениамина МУКАТАЕВА (1999-2005 гг.) и Сагынбека МУТАШЕВА (2005-2008 гг.). Наделы по 10 гектаров и более становились частной вотчиной, как правило, либо на условиях бесплатного выделения под дачные участки, либо на условиях выкупа по кадастровой стоимости.

При этом история некоторых весьма лакомых земельных наделов вовсе теряется в глубине десятилетий. Например, территория площадью больше трех гектаров, расположенная в пойменном лесу на берегу реки Чаган. Из разрозненных сведений, собранных из разных источников, известно, что изначально это был чуть ли не втрое больший участок, который поделили и частично распродали. Единственный на сегодня документ, которым, согласно официальному ответу, располагает земельный отдел по этому участку, - это договор купли-продажи, оформленный в 2014 году.

Участок был оформлен в 2014 году.

Никаких более ранних документов, в том числе подтверждающих факт отчуждения земли в частную собственность, в земельном отделе предоставить не смогли, а в неофициальной беседе рассказали, что земельных документов, датированных 2003-2005 годами, у них нет вообще. Когда и куда они исчезли, в отделе не знают. На вопрос, почему их не восстанавливают, ответа не последовало. При этом факт отсутствия документов об отчуждении земли в частную собственность, судя по всему, никого не смущает. Интересно, существовали ли такие бумаги вообще?

Учите матчасть

Многогектарных земельных наделов, распроданных по этой схеме в Уральске и его пригородах, десятки. По сути, непростые люди и местные толстосумы использовали леса и реки как способ вложения и приумножения средств. Понятно, что земельный участок на берегу водоема или в другой зеленой зоне в цене не упадет.

Однако есть в этой ситуации маленькая нестыковка с существующим законом. Земельный кодекс обязывает, согласно статье 92, принудительно изымать землю, которая не используется по назначению в течение трех лет. Правда, в действующей редакции кодекса эта мера не относится к землям, выданным под ИЖС, и этот аргумент в отделе земельных отношений высказывают в оправдание того, что земля не была изъята.

Но дело в том, что в предыдущих редакциях, которые действовали во времена, когда были выданы эти земли, никаких исключений не было. Учитывая, что все описанные участки были выданы согласно целевым назначениям для ведения садового хозяйства, строительства и обслуживания домов или зон отдыха, которые за все время так и не построили, землю у владельцев должны были изъять не менее четырех раз. Но почему-то не изъяли.

Без окон, без дверей

Впрочем, и на этот пункт закона в Уральске нашли ответ. Например, в 2017 году постановлением акимата города некой Арайлым БАССАРОВОЙ был выдан во временное возмездное краткосрочное землепользование участок площадью 5,25 гектара. Срок аренды составлял три года, в целевом назначении указано “для организации и обслуживания туризма, спорта и культурно-оздоровительного комплекса”.

В декабре 2020 года, когда стало ясно, что никакого оздоровительного комплекса на указанном участке в ближайшие дни не появится, акимат должен был изъять этот земельный участок. Но согласно закону перед изъ­ятием владельцу дается один год на исправление ситуации. За этот год Арайлым Бассарова выстроила совершенно уникальный объект. Насколько барак без окон и дверей соответствует понятиям о турбазе, можно, наверное, спорить. Но согласно акту здание, напоминающее амбар, было принято городским отделом архитектуры как соответствующее целевому назначению. Понятно, что вопросы об освоении участка отпали сами собой.

Турбаза, построенная на участке Арайлым Бассаровой.

Между тем согласно Земельному кодексу арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, имеет преимущественное право на выкуп земельного участка в частную собственность. Это значит, что уже в ближайшие месяцы Арайлым Бассарова сможет, не опасаясь никакой конкуренции, выкупить этот участок земли у государства по кадастровой стои­мости. Базовую ставку стоимости земли в ЗКО нагуглить не удалось, однако всякому понятно, что она в разы ниже рыночной.

Земля, о которой идет речь, находится на берегу затона реки Урал, в нескольких метрах от границы участка прекрасный песчаный пляж. Участок можно разделить на доли, а изменение целевого назначения, судя по многочисленным примерам, не составляет вообще никаких проблем. Можно представить, какие симпатичные и уютные коттеджи появятся здесь через некоторое время, отрезав подход к водоему для простых смертных, обычных жителей Уральска.

А был ли мальчик?

Еще один пример техничного вывода земли из госсобственности - инвестиционные проекты. Говорить на эту тему можно долго, но самый яркий пример последнего года - строительство гольф-клуба. Этот неоднозначный проект был представлен общественности в январе 2020 года. После красочной презентации очевидных выгод для поклонников шотландской игры выяснилось, что под этот проект будет выделено около 60 гектаров земель в самом живописном месте области.

Судя по заявлению предпринимателя Батырбека СЕИТБЕКОВА, гольф-клуб должен распахнуть свои двери примерно через полгода. Однако выяснить хоть какие-то подробности этого проекта оказалось практически невозможно. В СПК “Акжайык” порекомендовали обратиться в отдел предпринимательства, оттуда корреспондента направили в управление земельных отношений. Там посоветовали выяснить вопрос в земельном отделе района Байтерек, а в Байтереке руководитель отдела отрекомендовался как недавно назначенный и посоветовал обратиться в область.

Кадастровая карта. Участок на Чагане.

В общем, даже выяснить, где находится участок, выделенный под гольф-клуб, пока не представляется возможным. Более того, тщательный поиск во всемирной сети по запросам “Батырбек Сеит­беков” и “ТОО “Golf & Resort “Aqjai’yq” не дал никаких результатов. Судя по всему, потенциальный строитель гольф-клуба и его компания до момента громкого инвестпроекта не засветились ни в одном проекте. В чьей собственности и на каких правах сейчас находится земля, выделенная под гольф-клуб, покрыто мраком неизвестности.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть

Свежее