2708

От пандусов - к цифре

Зият АБДЫКАИМОВ - один из немногих людей в нашей стране, который говорит о коммуникационных IT- барьерах, мешающих людям с инвалидностью

От пандусов - к цифре

Зият - эксперт-менеджер Назарбаев Университета по ассистивным технологиям и доступности информации. Он полностью потерял зрение, когда был подростком, что не помешало ему окончить университет, пройти стажировку в США и работать в престижном вузе Казахстана. Наш герой не просто исследователь, он такой же, как мы все, потребитель цифровых услуг. Мы привыкли, что барьер - это лестница без пандуса или подземный переход, не оборудованный подъемником. Так и есть, но в мире реальном. В цифровом свои ступеньки. О них спотыкаются люди с различными ограничениями, незрячие в первую очередь.

                                                                              ***

- Я так же, как все остальные, пользуюсь компьютером, сотовым телефоном, читаю информацию в соцсетях и отправляю денежные переводы при помощи мобильных приложений, но делаю это несколько иначе, - объясняет Зият. - Есть специальная программа для незрячих - скринридер. Допустим, вы пишете сообщение в мой WhatsApp, и скринридер голосом озвучивает все, что вы мне отправили. В ответ я набираю текст в телефоне или компьютере, используя обычную клавиатуру. В мобильные телефоны эти программы встроены по умолчанию - их нужно активировать. В компьютеры их устанавливают. Незрячие пользуются ими давно. Развитие технологий делает и нашу жизнь проще. Но иметь

ноутбук или телефон еще не значит получать весь объем цифровых услуг, которыми пользуются все остальные. А я хочу, чтобы сайты госорганов, электронного правительства, мобильные приложения были адаптированы для людей с инвалидностью, незрячих в первую очередь. Потому что именно для нас эти барьеры оказываются непреодолимыми.

                                                                   ***

- Почти два года я работал над проектом о цифровой доступности сайта электронного правительства egov.kz, - продолжает Абдыкаимов. - Проводил аудит основных разделов портала и версии для слабовидящих, которая там есть. Казалось бы, она создана для таких, как я. Но на самом деле абсолютно бесполезна для меня, незрячего, и не слишком-то нужна слабовидящим. Да, с ее помощью можно увеличить размер шрифта в тексте, его контрастность, поменять цвет фона. Но каким бы большим ни был шрифт, я все равно его не увижу. А слабовидящий может использовать другие инструменты, позволяющие работать на любых сайтах.

Объясню, почему возникают барьеры. Вы открываете страницу в интернете и видите на экране какую-то иконку, допустим, лупу. Понимаете, что она означает поиск и нужно на нее нажать. Чтобы мне сделать то же самое, любые графические обозначения должны быть подписаны, тогда проблем не возникнет. Немного специфики: у каждого элемента есть так называемое поле альтернативной метки. Разработчики его не заполняют, поэтому скринридер - мой голосовой помощник - не сможет правильно распознать этот элемент. На сайтах много таких упущений, в том числе на egov.kz.

Могу ли я без посторонней помощи получить простейшую услугу на портале электронного правительства, взять адрес­ную справку, например? Нет. Для меня доступна только общая информация, опубликованная там, больше ничего. Когда началась пандемия, мне нужно было обновить ЭЦП. Один из этапов этой процедуры - идентификация человека, ее проводит робот. Я даже при помощи супруги не смог ее пройти. Сложность, видимо, была в том, что мой взгляд не фокусировался для корректной идентификации.

Кроме этого непреодолимым барьером, отрезающим меня от всех госуслуг на сайте egov.kz, является вспомогательная программа, без которой ЭЦП не работает. Она не адаптирована для незрячих. Точно так же, к слову, как и портал социальных услуг, где мы оформляем индивидуального помощника, санаторно-курортное лечение и т. д. Сайт создали специально для людей с инвалидностью, но он недоступен для незрячих. Это сродни реабилитационному центру для колясочников, у которого нет ни одного пандуса.

                                                                  ***

- Удобны ли мобильные приложения? - повторяет мой вопрос Зият. - Сначала скажу о тех, которыми пользуются все: есть относительно удобные и не очень. Тот же kaspi.kz хотя и с некоторыми ограничениями, но доступен - я могу сделать перевод, оплатить какие-то услуги. Правда, иногда приходится действовать наугад. В функции перевода подписаны не все поля - скринридер их не распознает, я не могу поделиться квитанцией о переводе. Но, если разработчики приложения захотят, это легко решить.

Также незрячие активно пользуются приложениями по вызову такси, доставке еды. К ним тоже есть вопросы, но, опять же, некритичные. Существуют специальные разработки для незрячих. Не скажу, что я их фанатичный юзер, но некоторые ребята пользуются ими очень активно. Например, навигаторы, которые при помощи голоса помогают выстраивать маршрут и ориентироваться в пространстве, ездить в общественном транспорте.

Или приложение, которое мгновенно определяет валюту и номинал купюры. Это неочевидная проб­лема для зрячего человека. Но незрячий не сможет на ощупь понять, сколько денег он держит в руках. Я раньше раскладывал купюры в портмоне по номиналу - от маленького к большому, это мне помогало. Сейчас благодаря мобильному банкингу наличными не пользуюсь, но есть те, кто это делает. Им такое приложение очень помогает: не нужно надеяться на свои ощущения или честность продавца. Поднес купюру к экрану - и голос говорит: “Тысяча тенге”.

Или еще один пример из разряда неочевидных. Недавно курьер привез мне несколько контейнеров с едой. Дома, кроме меня, в тот момент никого не было. Как понять, где что лежит? Пробовать? А если я заказал что-то не для себя? Выход есть: приложение BeMyEyes (“Будь моими глазами”). В нем участвуют, с одной стороны, зрячие волонтеры по всему миру, готовые помогать. С другой - незрячие и слабовидящие люди. Вы и я скачиваем это приложение, регистрируемся в системе, и она может нас связать. В тот момент я зашел в приложение, позвонил волонтеру, навел телефон на контейнеры с едой, и человек мне сказал: “В первом - пюре, во втором - манты, в третьем - салат”. Волонтеров в этой системе в сотни раз больше, чем незрячих пользователей. Люди регистрируются и месяцами ждут возможности помочь кому-то.

                                                                 ***

- Я обращался в различные госорганы, говорил о проблеме - они ее знают, но, как правило, не понимают сути, - констатирует Зият. - Наверное, думают: инвалиды достали нас с безбарьерной средой, раньше требовали пандусы, теперь пришли в цифровую сферу. При этом в Казахстане есть национальный стандарт доступности интернет-ресурсов для людей с ограниченными возможностями. Это адаптированное международное руководство с четкими и понятными требованиями. Правда, оно не соблюдается.

На цифровые барьеры натыкаются люди с разными ограничениями. Те, у кого нарушен слух, не воспринимают информацию в аудиоформате. Если на портале выложен ролик, который объясняет, как получить ту или иную услугу, в нем должны быть субтитры. Не все из-за проблем со здоровьем могут использовать компьютерную мышь. Кто-то работает на компьютере только с помощью клавиатуры, другие временно или ситуативно сталкиваются с ограничениями: человек сломал руку и из-за гипса не может управлять мышью. Но часто функции на сайтах заточены именно под нее.

Поэтому доступность цифровых продуктов нужна не только незрячим, но и любому пользователю. Этот принцип сформулирован так: доступность критически важна для части людей (имеются в виду 1,5 миллиарда человек на планете с инвалидностью), а полезна всем. А значит, проблема актуальна и о ней нужно говорить.

Оксана АКУЛОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть