Старая песня на новый лад
Крупнейший перевозчик южной столицы “Алматыэлектротранс” закупит 190 троллейбусов и организует собственную контрольно-ревизионную службу.
Сейчас подвижной состав АЭТ - 1832 автобуса и троллейбуса. Компания обслуживает 75 городских маршрутов, это половина от общей доли пассажирских перевозок. Если быть точнее, в первом полугодии 2021 года ее услугами воспользовались 70 миллионов пассажиров. Это, к слову, на 10 миллионов больше по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Но дело вовсе не в прорывах в работе АЭТ - локдаун и здесь сделал свое дело.
Хотя, наверное, именно прорыва ждут от директора “Алматыэлектротранса” Берикхана МУРЗАКАРИМОВА, который в начале года сменил на этом посту Ризвана ЦИНАЕВА. И хотя на фоне пандемии перманентные проблемы в сфере общественного транспорта Алматы стали не такими обсуждаемыми, как в доковидные времена, их по-прежнему много.
Одна из них - 629 из 1832 автобусов, подлежащих списанию. Как рассказал Берикхан Мурзакаримов во время отчета перед общественным советом Алматы, это по большей части китайские “ютонги”, закупленные еще в 2013-2014 годах, и несколько относительно новых ЛиАЗов. Сейчас проходит госэкспертиза, по завершении которой будет окончательно решена их дальнейшая судьба.
Как выяснилось, российские автобусы, которым нет еще и пяти лет, та еще проблема: радиаторы системы охлаждения двигателей были забиты грязью, в салоне отсутствует теплоизоляция, система автоматического пожаротушения в моторных отсеках особенно в жару не тянет и перегревается. Поэтому в компании вынуждены закупать 100 новых двигателей на автобусы, которые не так давно презентовали градоначальники. Ждем очередную историю из серии “скупой платит дважды”.
Чтобы пополнить парк, в компании уже в этом году планируют закупить 150 новых автобусов и 190 троллейбусов - “рогатые” будут поступать в город постепенно. А ремонтировать старые теперь будут своими силами - в АЭТ отказались от услуг аутсорсинговых компаний, которые до недавнего времени приводили в порядок вышедший из строя подвижной состав.
- Мы создали свои ремонтные бригады, и за счет этого улучшили и скорость техобслуживания, и качество, - сообщил Мурзакаримов. - За счет этого мы почти в два раза сократили финансовые потери, вызванные простоями подвижного состава. До 31 декабря завершим средний ремонт еще 100 единиц техники и за счет этого сможем принять на обслуживание порядка четырех дополнительных маршрутов.
Что касается дополнительных троллейбусных маршрутов (об этом говорили члены общественного совета), их, несмотря на закуп новой техники, открывать не будут. Для этого нужны новые линии. Городу старые бы привести в порядок: который год их делают, да все никак доделать не могут. На эту тему была еще одна любопытная реплика, прозвучавшая из уст директора АЭТ: в компании предлагают вместо скоростного трамвая ЛРТ протянуть по улице Толе би троллейбусную линию от “Алматы Арена” до “Халык Арена”. Правда, пока это всего лишь идея. Не новая, кстати. Дальше слов дело до сих пор не шло, да и в этот раз не предвещает новых сценариев.
Есть более реальные и насущные планы. Например, купить участок земли, на котором можно было бы оборудовать еще один автопарк. Как говорит Мурзакаримов, в идеале нужны два, чтобы спокойно разместить новый подвижной состав. Сейчас своих площадей не хватает, и частично их приходится арендовать.
Осенью у “Алматыэлектротранса” появится и собственная контрольно-ревизионная служба (КРС). По оценкам компании, сейчас порядка 20 процентов пассажиров - безбилетники. Их должны ловить контролеры транспортного холдинга, с которым АЭТ заключил соответствующий контракт, но со своей задачей они не справляются. Поэтому здесь решили действовать самостоятельно.
Кроме этого в компании хотят организовать полноценные станции для отдыха водителей на всех конечных остановках Алматы - всего их в городе 90, на большинстве нет никаких условий для того, чтобы элементарно перекусить или сходить в туалет.
- Мы вопрос на рассмотрение внесли, но пока результатов нет, - резюмировал докладчик.
Члены общественного совета давали рекомендации не только руководству “Алматыэлектротранса”, но и присутствовавшим на отчете представителям управления городской мобильности и транспортного холдинга. Усилить профилактику безопасности дорожного движения, вывести из подчинения “Алматыэлектротранс” непрофильные железнодорожные вокзалы Алматы-1 и Алматы-2, от которых одни убытки, расширить возможности оплаты проезда и усилить контроль за безбилетниками... И главное - выделить необходимое перевозчику количество субсидий в полном объеме. Речь идет об 11 миллиардах тенге.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы