И снова - обвинение без наказания
Суд подтвердил ошибки в действиях медработников, по чьей вине молодая женщина стала инвалидом
Фемида поставила точку в деле жительницы Кокшетау Айганым БОТАШ, ставшей инвалидом из-за ошибок врачей. Продолжавшееся более двух лет расследование этого происшествия закончилось обвинительным приговором: Айгерим ЕСБЕРГЕНОВУ и Гульнару ОМАРОВУ признали виновными в ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей, повлекшем тяжкий вред здоровью. Правда, никакого наказания медики не понесли - их освободили от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности.
За судьбой Айганым Боташ, перенесшей с десяток операций, следили многие казахстанцы. И в нашей газете статья о пережитом женщиной ужасе вышла аккурат перед тем, как уголовное дело по обвинению двух врачей оказалось в суде (см. “Белая халатность”, “Время” от 20.4.2021 г.). В мае 2019 года Айганым пришла в местный роддом, где на свет появилась ее дочь. Но для молодой женщины обычные роды закончились трагедией - из-за неправильных действий медиков у нее начался перитонит, она пережила клиническую смерть и потеряла органы, отвечающие за репродуктивные функции, а также ей удалили пальцы на руках и ногах из-за начавшейся гангрены.
После оглашения приговора мы связались с супругом пострадавшей, чтобы узнать их мнение о принятом судом решении.
- Наш адвокат сразу предупредил, что Есбергенову и Омарову не посадят, - объясняет Арман БОТАШЕВ. - Судили их по статье 317, а там срок давности всего два года, в мае он уже истек. Поэтому мы с самого начала понимали, что суд может лишь признать их виновными в случившемся. Так в итоге и произошло.
Правда, по мнению супруга Айганым, на скамье подсудимых оказались далеко не все виновные.
- У нас были две большие экспертизы, первая установила, что мою жену инвалидом сделали шесть врачей, - продолжает Арман. - Но вторая экспертиза оставила в деле только двух - Есбергенову и Омарову. Но при этом из органов следствия ушло представление в управление здравоохранения, где указано, что четыре других доктора должны быть наказаны. Сейчас, когда приговор огласили, суд также вынес два частных постановления - одно в отношении правоохранительных органов, затянувших расследование, а второе в отношении врачей. Мы будем добиваться, чтобы всех привлекли к ответственности.
Истекший срок давности по врачебной ошибке - это уже в некотором роде традиция нашей системы правосудия. В Алматы, к примеру, одна за другой погибли три пациентки пластических хирургов Дмитрия ПИСАРЕВА и Романа АЛФЕРОВА, и в каждом случае расследование шло более двух лет. Причем всеми тремя делами занимался один и тот же следователь Алия БОРУБАЕВА (см. “Следствие замнут “знатоки”, “Время от 9.1.2021 г.).
- Как нам объяснили, расследование по статье 317 занимает в среднем три-четыре месяца, - говорит Арман Боташев. - У нас же оно затянулось практически на два года. Я считаю, что это не случайно. Но мы теперь будем добиваться изменения законодательства, чтобы именно по врачебным ошибкам увеличили срок давности и ужесточили наказание. По всей стране происходят аналогичные случаи, когда виновные уходят от ответственности только из-за несовершенства законов.
В целом же Айганым и Арман считают, что даже при таких обстоятельствах они сумели доказать свою правоту.
- Когда приговор вступит в силу, у нас на руках будет документ, который я отвезу в Министерство здравоохранения, - отметил Арман. - Я считаю, что приговор суда - это доказательство того, что здоровье моей супруги пострадало из-за действий государственных врачей, поэтому государство обязано взять на себя расходы по ее лечению. Мы ведь продолжаем лечиться, нам назначают новые операции, уже было шесть ампутаций, и есть риск, что Айганым вообще останется без стоп. Но при этом обследования и анализы мы зачастую оплачиваем сами. Нам несколько раз предлагали организовать сбор денег, но мы считаем, что это неправильно - у всех людей есть кредиты, ипотеки, а тут еще мы просим. Отвечать за действия врачей должно государство.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы