Ответственность с возу - МВД легче
Что думает общественность по поводу передачи ряда его функций гражданским ведомствам
В настоящее время разрабатывается пакет поправок в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел, предусматривающих передачу не свойственных МВД функций гражданским министерствам и ведомствам. В частности, планируется передать функции, связанные с миграцией населения, Минтруда и соцзащиты населения. Но при этом в ведении полицейского министерства останутся вопросы, касающиеся противодействия незаконной миграции, реадмиссии, выдачи виз, документации населения и гражданства. А, например, медобеспечение осужденных может быть передано из ведения МВД в Министерство здравоохранения и местные исполнительные и представительные органы.
Кроме того, местным исполнительным органам планируется передать функции по оказанию социально-правовой помощи лицам, состоящим на учете службы пробации (подозреваемые, обвиняемые, осужденные, освободившиеся из учреждений пенитенциарной системы). Сегодня этим занимаются и МВД, и местные органы, поэтому и ставится задача избежать этого дублирования.
По информации замминистра внутренних дел Алексея КАЛАЙЧИДИ, в целом законопроект предусматривает внесение 63 поправок в три кодекса и девять законов. Одновременно идет разработка указа президента по перераспределению полномочий между министерствами и ведомствами.
- Эта мера (передача ряда функций от МВД Минздраву и местным органам. - М. А.) позволит осужденным пользоваться современными методами обследования, диагностики и лечения, - сказал вице-министр в ходе прошедшего на днях в онлайн-режиме публичного обсуждения законопроекта. - Кроме того, исключается вероятность вмешательства администрации учреждения в деятельность медработников при принятии решения о регистрации голодовок или нанесении телесных повреждений.
- Наши медики, - сказал он далее, - делятся на аттестованных и неаттестованных. Мы уже поговорили со всеми. С учетом того что в гражданском здравоохранении разработана программа поэтапного повышения зарплат, перевод наших медиков в эту систему для них выгоден. Но некоторые аттестованные сотрудники приняли решение перейти в другие наши службы - у многих из них два образования. А часть хочет воспользоваться реорганизацией и в молодом возрасте уволиться.
Присутствовавшие на мероприятии представители госорганов и гражданского общества в большинстве своем предлагаемые новшества поддерживают, поскольку введения некоторых из них, например передача вопросов лечения осужденных гражданским медикам, правозащитники добивались годами. Таким образом, считают эксперты, Казахстан приблизится к международным стандартам, касающимся соблюдения прав заключенных и противодействия пыткам.
- Из 100 дел о пытках только три доходят до суда, - заявил правозащитник Сергей МОЛЧАНОВ.
- Это происходит по одной простой причине: медицина в исправительных учреждениях подчинена уголовно-исполнительной системе (УИС). Когда мы устраним этот барьер, у нас резко изменится ситуация в плане пыток.
Вместе с тем у правозащитников есть ряд вопросов и замечаний к представленному законопроекту. В частности, Евгения ЖОВТИСА беспокоит “то, каким образом будет осуществляться процедура установления статуса беженца, потому что она зачастую связана с вопросами безопасности”:
- Важно, чтобы взаимодействие силовых структур с Минтруда было четко выстроено. Важно также, чтобы учитывались вопросы выполнения конвенции о статусе беженцев.
- Второй момент касается служб пробации, - продолжил он. - Я сторонник вывода УИС из МВД, полагаю, что это должно быть гражданское ведомство. Но пока комитет УИС находится в структуре МВД, нужно четко выстроить функции службы пробации, связанные с исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, и с реабилитацией лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Что касается медицинской службы, то, несмотря на то что медики не будут подчиняться КУИС, места лишения свободы и следственные изоляторы остаются режимными учреждениями. И остаются проблемы, связанные с вывозом осужденных в гражданские больницы и получением медуслуг, которые невозможно оказать в условиях пенитенциарной системы. На концептуальном уровне эти структурные изменения идут в правильном направлении, но очень важно, чтобы они сопровождались четким представлением - практическим и оформленным законодательно - о том, как это все будет функционировать, - отметил Жовтис.
У Ольги РЫЛЬ возникли вопросы относительно того, какой орган в системе местных исполнительных органов будет контролировать и координировать вопросы социально-правовой помощи осужденным:
- За год только четыре области объявили конкурс, касающийся проведения комплексных мероприятий по реабилитации и адаптации молодежи из числа осужденных или отбывающих условное наказание. Но что в этих спецификациях? Повышение правовой грамотности, проведение 10 мероприятий, привлечение значимых фигур Казахстана для перевоспитания этой категории людей. Но им, по большому счету, нужно не это. Им нужны жилье, работа, обучение. И, к сожалению, этого в технических спецификациях никто не прописывает. И суммы, которые закладывают управления молодежной политики, труда и социальной защиты, непонятно откуда берутся. Например, в Жамбылской области объявили конкурс на 800 тысяч тенге. Что можно сделать на эти деньги в течение года? Они уйдут только на зарплату сотрудникам. В связи с этим у меня вопрос: кто будет контролировать написание этих технических заданий, чтобы государственные деньги тратились на реальную помощь нуждающимся лицам?
Отвечая на этот вопрос, Калайчиди сообщил, что сегодня статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса функция оказания социально-правовой помощи осужденным возложена на местные исполнительные органы, но кто конкретно должен отвечать за это, не обозначено. В связи с этим замглавы МВД предложил создать рабочую группу и проработать все вопросы, замечания и предложения, прозвучавшие в ходе мероприятия.
- Как только законопроект будет доработан, мы всех известим о повторном обсуждении, - заверил он напоследок.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы