Мечта зелёная
В Алматы прошли общественные слушания по вопросам улучшения качества атмосферного воздуха, организованные маслихатом и общественным советом города. Мероприятие было посвящено проблеме автотранспорта, от которого загрязнение воздуха, по оценкам экспертов, составляет более 50 процентов от общего количества выбросов.
“Автомобили выбрасывают в воздух 200 загрязняющих веществ, среди которых окись углерода, альдегиды, сажа, оксиды азота, - говорится в резолюции общественного совета. - Накапливаясь в приземном слое (зона дыхания людей), эти вещества под воздействием ультрафиолетовых лучей вступают в реакции, становясь исходными продуктами для образования новых, порой еще более токсичных соединений”.
Профессор университета Нархоз Жанар МОЛДАГАЗЫЕВА в своем выступлении привела данные международного исследования CORE от 2018 года, согласно которому 6,7 процента населения Алматы страдают хронической обструктивной болезнью легких, 25,5 процента - бронхиальной астмой. Еще одно исследование показало зависимость числа заболеваний органов дыхания от количества выбросов диоксида серы, одного из наиболее опасных загрязняющих веществ.
Обсуждая пути решения проблемы, руководство управлений городской мобильности и зеленой экономики рассказало о комплексе мер, которые город предпринимает для снижения вредных выбросов от автотранспорта. Одним из основных направлений считается развитие общественного транспорта и перевод его на экологически чистые виды топлива. На сегодняшний день только 33 процента от общего количества единиц работает на газе или электрической тяге. В 2021 году планируется закупить 400 газовых и 38 электрических автобусов. Но существует проблема с газовыми заправками - их в городе всего шесть. В будущем таких заправок понадобится куда больше, так как власти намерены переводить на газ еще и транспорт коммунальных служб, а также такси.
Кроме того, планируется развивать инфраструктуру для альтернативных видов транспорта - велосипедов и самокатов.
Еще одна мера - это ограничение передвижения по городу грузовых машин. Большие надежды также возлагаются на строящуюся Большую Алматинскую кольцевую автодорогу (БАКАД), которая уведет из города транзитный транспорт. А контролировать въезжающие в город автомобили будут экологические посты, которые уже работают.
- С марта мы начали проверять машины, - говорит руководитель управления зеленой экономики Наталья ЛИВИНСКАЯ. - В месяц мы выявляем более 1000 автомобилей, которые не соответствуют экологическим стандартам.
Между тем, по мнению энергетика и экоактивиста Асета НАУРЫЗБАЕВА, властям в борьбе за чистый воздух необходимо объединить усилия с горожанами. Сейчас же они находятся в состоянии перманентной войны: люди не доверяют акимату и воспринимают в штыки практически любое его решение, администрация же в свою очередь не учитывает мнение общественности, считая активистов скандалистами, мешающими реализации хороших начинаний.
- Предлагаю акимату и общественности сотрудничество вместо окопов, - призвал он. - Нужно привлекать экспертов, они у нас в городе есть. Они с удовольствием поделятся знаниями даже бесплатно. Но если мы найдем для этого деньги, это будет еще лучше. А сегодняшняя ситуация, когда есть две стороны, должна быть остановлена. Надо переходить к кооперации.
А вот депутат маслихата Купесбай ЖАМПИИСОВ считает, что пора уже от слов переходить к делу. Он назвал перечень мер, которые не требуют капитальных затрат и могут быть приняты незамедлительно. Это борьба с некачественным топливом для автомобилей, запрет на строительство многоэтажек, перекрывающих потоки воздуха, на приготовление шашлыка на открытом огне, а также запрет на отопление частных домов автомобильными покрышками и прочими токсичными отходами.
- Это несложно и не требует финансовых затрат, - уверен Жампиисов. - Давайте сделаем то, что можно сделать сейчас и в короткие сроки.
Конкретное решение также предложила Жанар Молдагазыева, которая для начала поделилась опытом зарубежных стран. К примеру, в Пекине сейчас реализуется проект Smog free tower, предполагающий установку специальных 8-метровых башен, способных фильтровать 30 тысяч кубометров воздуха в час. При этом загрязняющие вещества прессуются в небольшие кубики, из которых потом делают ювелирные украшения.
Конечно, Алматы вряд ли сможет позволить себе такой проект в ближайшем будущем, но у Жанар Молдагазыевой есть вполне реальная идея. Это так называемая фиторемедиация, то есть способ очистки воздуха с помощью зеленых насаждений. Некоторые растения являются гипераккумуляторами загрязняющих веществ, они могут накапливать в своих листьях до 5 процентов тяжелых металлов.
Одним из наиболее перспективных из них является павловния - быстрорастущее дерево с очень крупными листьями, достигающее в высоту 15-20 метров. Естественный ареал его произрастания - Дальний Восток и Юго-Восточная Азия, однако некоторые сорта хорошо приспосабливаются и к нашим условиям.
- Если мы их посадим вдоль дорог, они будут впитывать все загрязняющие вещества, - сказала профессор. - При этом очистят не только атмосферу через листья, но и почву, воду через корни, которые тоже впитывают тяжелые металлы.
Завершились общественные слушания принятием резолюции, в которой общественный совет дал ряд рекомендаций по улучшению экологической обстановки в Алматы. Среди них разработка проекта по ограничению передвижения авто, не соответствующих стандартам по эмиссиям, скорейшее завершение строительства второй линии БРТ и реализация проекта ЛРТ.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы