1986

Услужите уж - не поленитесь!

Как изменить закон о естественных монополиях, чтобы были довольны не только поставщики комуслуг, но и потребители?

Услужите уж - не поленитесь!

Вопрос о том, что профильное законодательство необходимо менять, назрел давно. Почему это так важно? Потому что закон о естественных монополиях касается кармана каждого из нас. При этом у потребителей обязанностей и ответственности за их несоблюдение куда больше, чем прав. А качество предоставляемых комуслуг оставляет желать лучшего - ошибочные начисления в квитанциях, частые сбои в системах энерго- и теплоснабжения, постоянные отключения воды и газа во время проведения ремонтных работ на трубопроводах, несмотря на кольцевую систему сетей. Методика расчета тарифов и вовсе недоступна простым обывателям.

Сейчас экспертное сообщество и профессиональные участники рынка комуслуг собирают и рассматривают предложения по внесению поправок в законодательство о естественных монополиях. Не остаются в стороне от этого процесса и алматинские активисты, на днях собравшиеся на онлайн-дискуссию, организованную департаментом по регулированию естественных монополий.

Энергетик, экономист, член рабочей группы при управлении энергоэффективности и инфраструктурного развития Алматы Асет НАУРЫЗБАЕВ, в свое время возглавлявший энергосетевую нацкомпанию KEGOC, считает, что потребители в Казахстане никак не участвуют в формировании инвестиционной программы, которая закладывается в тариф. Монополист только размещает отчет об исполнении этой программы, а у граждан, оплачивающих тарифы, нет права на проверку достоверности предоставляемой информации и проведение внешнего аудита с привлечением всех уполномоченных органов.

- Потребителей ставят перед фактом, и они не имеют никакой возможности высказать свое мнение. А ведь они являются конечными плательщиками за комуслуги. В развитых странах монополисты заранее подают заявку на повышение тарифов, пишут обоснование. Потребители высказывают свои возражения, и у монополиста есть возможность дать мотивированный ответ. В таком случае тарифный регулятор имеет две позиции и может принимать взвешенное решение. Необходимо изменить порядок подачи заявки, увеличить время на ее рассмотрение (сейчас срок рассмотрения заявки на повышение тарифа составляет от 30 до 90 дней в зависимости от ситуации. - Е. Т.), - полагает Наурызбаев.

Вместе с тем он предлагает создать фонд поддержки... монополистов, который позволит поддержать их в сложные времена и обеспечить стабильность предоставляемых потребителям услуг.

- Когда происходят разного рода экономические депрессии, антимонопольный орган зажимает тарифы против объективных вещей, например роста стоимости комплектующих. Это неправильно для монополиста. Я предлагаю создать специальный контрциклический фонд. Когда экономика разогрета, тарифы должны расти опережающими темпами, быстрее инфляции, и тем самым охлаждать экономику. Когда же наступает депрессия и развитие экономики останавливается, из этого фонда можно брать деньги на возмещение потерь монополиста. Депрессии происходят волнами, между ними может проходить десять лет, поэтому включать рычаг контрциклического регулирования - это скорее прерогатива Министерства национальной экономики, - говорит энергетик.

По его словам, тарифных инструментов мало, а имеющиеся не совсем корректные: в трудные для всех времена монополистам сдерживают тарифы, из-за этого предприятия накапливают долги, не ремонтируют вовремя оборудование, задерживают зарплату персоналу.

Экономист Марат АБДУРАХМАНОВ предлагает исключить возможность монополистов направлять амортизационные отчисления на покрытие займов и долгов.

- При этом следует считать, что неконтролируемые затраты - это затраты только от чрезвычайных ситуаций, - полагает он. - Следует исключить и стимулирующий тариф - это когда на деньги потребителей строится объект монополиста, а потом на него начисляется прибыль, и это все “сажается” в тариф. То есть потребитель платит за услугу, за сам объект, а потом еще и за прибыль монополиста.

Кроме того, эксперты считают необходимым ввести процедуры общественного камерального контроля. Это позволит гражданам выявлять некачественные, ущербные закупки монополистов еще на этапе их объявления.

- С одной стороны, такая мера облегчит работу тарифного регулятора, а с другой - станет яркой демонстрацией внедрения принципов слышащего государства. Запрет на перекупщиков в этой сфере сам по себе сильно снизит цены. С точки зрения монополистов, такая информация не подлежит разглашению, но мы считаем, что имеем право знать, раз оплачиваем деньги за эти услуги! - утверждает Абдурахманов.

Еще представители рабочей группы предлагают исключить посредников на рынке субъектов естественных монополий.

- Монополисты специально разбили подразделения по сбыту и вывели их в разные ТОО и АО, что существенно влияет на тарифы, поскольку каждый посредник закладывает свою прибыль на каж­дом этапе, - уверен экономист. - Например, в южной столице энергопроизводителем является АО “Алматинские электрические станции”, распределяющей компанией - АО “Алатау жарык компаниясы”, но платим мы ТОО “Алматыэнергосбыт”, а не АО “АЖК”. Зачем нам посредники? Квитанции все равно распределяет ТОО “Алсеко”, и участия “Алматыэнергосбыта” в этой цепочке мы не видим. Такое положение дел нас, потребителей, явно не устраивает!

Среди предложений экспертов и создание единого портала для всех монополистов (например, е-монополист), контроль над которым возьмет непосредственно гражданское общество. Кроме того, полагают они, необходимо на законодательном уровне ввести показатели качества предоставляемых услуг.

- Ввести ответственность монополистов за непредоставление коммунальных услуг в тех же параметрах, как и потребителям за их неоплату! - предложил Абдурахманов.

По мнению гражданских активистов, вся отчетность монополистов должна отвечать требованиям МСФО (международный стандарт финансовой отчетности). Это позволит снизить административные и другие расходы монополистов.

Есть в портфеле общественных экспертов и другие предложения.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть