7275

Природа- мстительница

На данный момент в Мангистауской области уже три села страдают от наступления песков. У людей засыпает огороды, сараи, дома. Власти пытаются сдержать натиск пустыни, высаживая деревья и кустарники. Но если в селах еще как-то можно боротьсяс этим природным явлением, то в городе успехи менее очевидны. Эксперты опасаются, что количество пыльных бурь в Мангистау с каждым годом будет только увеличиваться. Виной всему изменение климата и деятельность человека. Как говорится, умна природа-мать, да дите безмозглое.

Природа- мстительница
Селам срочно нужны средства на зеленые насаждения.

Буря в пустыне

С наступлением весны в Мангистау редкий день проходит без того, чтобы жители области не получили штормового предупреждения от метеорологической службы о пыльной буре. Ветры от 15 до 22 м/с регулярно накрывают регион, нагоняя со степи в города и села тонны песка. В критической ситуации уже оказались села Жарма и Сазды в Мангистауском районе, где люди вынуждены в буквальном смысле ежедневно отвоевывать у песчаных дюн свои участки и жилища. Здесь несколько семей уже похоронили под песками сараи для скота и заборы.

Если раньше села располагались в нескольких километрах от пустыни, то сейчас она уже на крайних улицах. Людям приходится нанимать спецтехнику, чтобы очистить свои территории, потому что, увы, вручную столько песка не вывезешь.

Аналогичная ситуация в свое время наблюдалась в селе Сенек Каракиянского района. Как вспоминает Орынбасар ТОГЖАНОВ, работавший ранее руководителем областного управления природных ресурсов, а ныне экологический активист, наступление песков в селе Сенек началось лет двадцать назад:

- В 2003 году ко мне обратился аким села с этой проблемой. В то время здания бывшей школы и пришкольного интерната уже полностью засыпало, песок начал наступать на жилые дома. Нам пришлось искать специалистов, которые разработали проект по восстановлению растительного покрова.

Пыльная буря в Мангистау.

Когда изучалась проблема в селе Сенек, то выяснилось, что из-за забора воды резко снизился ее подземный уровень. К тому же сельчане вырубили значительную часть зеленых насаждений для отопления своих домов, также сказался беспорядочный выпас скота. Все эти обстоятельства и привели к движению песков.

- С 2004 года в селе началась высадка саксаула, что значительно затормозило этот процесс. Аналогичную работу мы провели в селах Уштаган, Тущыкудук и Шебир. Вместе с тем нужно отметить, что из года в год климат в регионе меняется в худшую сторону: количество осадков и растительный покров уменьшаются, что приводит к деградации земли, - рассказывает Орынбасар Тогжанов.

Чтобы вокруг сел Жарма и Саз­ды создать защитный пояс из зеленых насаждений, нужно более 400 млн тенге. Однако пока таких денег в бюджете не преду­смотрено.

И каменные коробки не спасут

С нашествием песка сталкиваются также жители Актау и Жанаозена. Коммунальные службы не успевают очищать заметенные дороги. Страдают от песка и территории детских садов и школ. В прошедшие субботники работники дошкольных учреж­дений вывозили его с детских площадок.

Не спасает жилища актаусцев и наличие стеклопакетов на окнах. Песок в буквальном смысле просачивается в квартиры со всех сторон. Такого количества пыльных бурь не помнят основатели города, приехавшие в регион свыше 50 лет назад.

Горожане отмечают, что климат меняется на глазах. Люди связывают перемены в первую очередь с освоением Мангышлака, которое велось семимильными шагами, что и привело к отрицательным последствиям. К примеру, Наталья ШЛЯХОВАЯ приехала сюда в 1970-х годах, а ее супруг еще раньше - в 1959-м. Женщина вспоминает, что ветры в регионе при правильной планировке микрорайонов были не такие зловредные, как сейчас:

- Сегодня мы наблюдаем истребление растительности. Не спасают и посадки новых деревьев, потому что их просто забывают поливать. В результате мы лишились защитного пояса. Раньше Актау выручала правильная застройка, учитывающая розу ветров. Сейчас строят, как в голову взбредет. И самое важное: хотя синоптики утверждают, что за последние десятилетия количество осадков возросло, распределяться они стали крайне неравномерно.

Грозовые тучи проливаются дождем в Курыке, Шетпе, Жанаозене. В Актау же ливни крайне редки. Это явление, во-первых, объясняется преобладающими здесь ветрами, которые отгоняют кучево-дождевые облака подальше от городского массива в глубь полуострова или в море.

- Еще одна причина в том, что разросшийся Актау, одетый в железобетон и нагретый палящим солнцем, представляет собой раскаленную сковородку. Слои горячего воздуха обладают такой динамической силой, с которой трудно бороться дождевым облакам. Отталкиваемые горячим потоком, они уносятся прочь от жаркой духовки. Все эти факторы и приводят к сильнейшим пыльным бурям, - объясняет Наталья Шляховая.

И добавляет, что температура воды в море тоже существенно изменилась - летом она стала холоднее. Каспий не такой соленый, поэтому море замерзает. Но когда лед тает, образуется холодное течение, которое нагнетается ветрами к побережью. Ученые такое явление называют апвеллингом.

Действительно, 20 лет назад купальный сезон в Актау начинался с мая и заканчивался к концу сентября. Сегодня же, несмотря на страшную жару, вода прохладная даже летом.

Всё циклично

- Что касается пыльных бурь, сейчас в регионе сухая почва и осадков нет, а ветры дуют сильные, соответственно, поднимается пыль. К тому же весна весне рознь. В один год много осадков выпадает, в другой мало, от этого зависит количество пыльных бурь, - говорит синоптик РГП “Казгидромет” Кумис ДОГАРОВА.

Жителям региона кажется, что стало больше ветров. Это действительно так. По наблюдениям специалистов, уже в начале апреля регион должны были накрыть дожди, но осадков до сих пор не выпало.

- У нас дуют восточные и юго-восточные ветры, зачастую они бывают шквалистыми. Возле побережья пыльные бури все же редкость, в основном они бывают в Каракиянском, Мангистауском и Бейнеуском районах. К сожалению, в этом году природа нас не радует дождями, а почва уже не только прогрелась, но и высохла. Вот и результат, - подытоживает инженер-синоптик РГП “Казгидромет” Нургуль КУРМАНГАБУЛОВА.

Понятно, что все это теперь не просто надолго, а, скорее всего, навсегда. Ясно, что 400 млн тенге не хватит, чтобы исправить ситуацию на всем полу­острове. Но делать что-то надо. Чем дольше будем думать, тем дороже обойдется исправление человеческих ошибок.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото из социальных сетей, Актау

Поделиться
Класснуть