313

Иран привез рукописи – Казахстан ответил будущим

Иран привез рукописи – Казахстан ответил будущим

Президент Ирана Масуд ПЕЗЕШКИАН привез в Астану редкие копии рукописей XVIII века - документы, в которых отражена история и культура Казахского ханства. Иранская сторона преподнесла этот дар Касым-Жомарту ТОКАЕВУ как доказательство того, что разговор о будущем лучше всего вести, когда оба собеседника помнят одно и то же прошлое.

Первый официальный визит Масуда Пезешкиана в Казахстан собрал в Акорде внушительные делегации: по 12 человек с каждой стороны.

Иранская делегация с первого взгляда выглядела почти как единая команда: одинаковые чёрные костюмы, белые рубашки - без галстуков, которые в Иране считаются «атрибутом западного влияния».

Иранская делегация в одинаковых черных костюмах без галстуков.

 Среди мужчин резко выделялась одна женщина - полностью в исламском дресс-коде: платок, застилающий волосы и шею, и строгая длинная одежда.

Единственная женщина - министр в Иране в центре делегации.

Это была Фарзана САДЫК - министр дорог и градостроительства, единственная женщина в правительстве Ирана. Взять интервью у нее не удалось, но глава культурного представительства Ирана в Казахстане Маджид СУРИ объяснил её место и статус так:

- Госпожа министр имеет в этой области огромный опыт. Именно учитывая её опыт и потенциал, она была назначена на эту должность. Сейчас у нас огромное значение придаётся роли женщины в руководстве. Есть у нас женщины в парламенте, в университетах, занимают они большие должности.

Министр дорог и градостроительства Ирана Фарзана САДЫК.

Позже выяснилось: у Фарзаны Садык 28 лет стажа в своем министерстве и докторская степень по городскому развитию.

Когда президент Ирана вошел в Акорду и подошёл знакомиться с казахстанской делегацией, традиционный протокол слегка изменился. Мужчинам иранский лидер протягивал руку, но перед вице-премьером и главой Минкультинформа Аидой БАЛАЕВОЙ лишь скромно поклонился. Касым-Жомарт Токаев моментом позже сделал то же самое - в отношении иранской женщины-министра.

Кстати, расположение Балаевой в казахстанской делегации было новым: если раньше министр культуры и информации стояла в конце деленации, сегодня её как вице-премьера поставили в начале делегации. Изменение небольшое, но заметное.

Аида Балаева теперь ближе к началу делегации стоит среди вице-премьеров.

Лидеры двух стран направились на переговоры и пока они беседовали тет-а-тет, иранские министры и журналисты стояли у окна третьего этажа Акорды, возле зимнего сада. Смотрели долго, молча, будто заворожённые: то ли снегом, то ли видом на правительство и парламент.

Иранскую делегацию заворожил вид из окна, они долго смотрели в него. А там только снег и здания правительства с парламентом.

В это время в зале расширенных переговоров был лишь один человек - министр транспорта Казахстана Нурлан САУРАНБАЕВ. Журналисты заходили-выходили, шумели, шуршали, а он непрерывно писал. Перед ним лежал блокнот. 

Министр транспорта Нурлан САУРАНБАЕВ конспектировал до начала расширенных переговоров.

На первой странице чётко выводилось: «Транспортная связность Казахстан – Иран». Все время до переговоров он аккуратно делал пометки, переписывал цифры. Я не сдержалась и спросила:

- Что вы пишете?

- Готовлю справку на всякий случай, если спросят, - не поднимая головы, ответил он.

- Почему всё от руки?

- Я просто слишком старый, - засмеялся он. - Запомнить все цифры сложно.

Я заметила, что его визави - иранский министр дорог - женщина.

- Интересно, что на такой мужской фронт в Иране поставили женщину… - пыталась я разговорить Сауранбаева.

- Да-а…, - протянул он и чуть улыбнулся.

- У нас ведь женщины в политике в основном в социальной сфере…

- Это да, - тихо рассмеялся он. Министру было явно не до разговоров.

Когда зал постепенно наполнялся, на руках большинства иранских министров бросались в глаза крупные перстни с массивными камнями. Член их делегации пояснил:

- Это даёт мужчинам энергию и напоминает о религии.

У него самого было два перстня.

Иранская делегация вся была в перстнях.

После закрытой беседы президенты вошли в зал расширенных переговоров. Токаев сел по центру, справа от него был глава МИД Ермек КОШЕРБАЕВ, слева - вице-премьер Роман СКЛЯР. Токаев начал с оценки стратегического партнерства:

- Мы выстроили конструктивный политический диалог. Заключено более пятидесяти соглашений. Всё это яркое свидетельство традиционной дружбы и партнёрства.

Президент Ирана Пезешкиан начал почти по-домашнему:

«Бисмилляхи Рахман Рахим».

И продолжил:

- Контакты между нашими странами берут начало со времён Великого Шелкового пути. На сегодняшний день двусторонний товарооборот увеличился на 40 процентов. Это хороший показатель. Наша задача - довести объем торговли до 3 млрд долларов.

Токаев же подчеркнул готовность Казахстана поставлять в Иран товаров не менее чем на 200 млн долларов.

После переговоров президенты переместились в третий зал - туда, где проходят подписания документов. Иранская делегация, пока ждала лидеров, фотографировалась перед столом президентов.

Это иранцы фотографируются перед президентским столом.

Там же одна-единственная девушка среди иранских журналистов записывала стендап. 

Иранская журналистка записывает стендап.

На мой вопрос, много ли женщин-журналисток в Иране, она ответила на бегу:

- У нас очень-очень много женщин журналисток и на ТВ, и в газетах, и на радио, и в информагентствах.

В этом зале подписали восемь документов между двумя странами. Редкие гости на таких церемониях генеральный прокурор страны Берик АСЫЛОВ и министр юстиции Ерлан САРСЕМБАЕВ прокомментировали значение подписанных ими бумаг.

Генеральный прокурор Берик АСЫЛОВ (слева) и министр юстиции Ерлан САРСЕМБАЕВ (справа).

- Договор с Ираном о взаимной правовой помощи по уголовным делам позволит нашим правоохранительным органами эффективно проводить следственные действия на территории Ирана, а иранским коллегам – у нас через официальные каналы. Это не просто формальность, - рассказал Берик Асылов.

По его данным, за последние три года из Ирана запросов о выдаче граждан для уголовного преследования не поступало. В настоящее время на рассмотрении иранской стороны находится один запрос о выдаче лица для исполнения приговора казахстанского суда за организацию незаконного игорного бизнеса.

В казахстанских тюрьмах содержатся два гражданина Ирана, которые изъявили желание отбывать наказание на родине. Сейчас ведётся работа по сбору материалов, необходимых для признания казахстанских приговоров иранской стороной. После этого вопрос о передаче осуждённых будет решаться совместно с компетентными органами Ирана. С начала года в Иран уже передавали 17 граждан этой страны для дальнейшего отбывания наказания.

В Казахстане же нет граждан, отбывающих наказание по приговорам иранских судов. Запросов на экстрадицию Казахстан в Иран также не подавал.

А глава Минюста объяснил, что подписанный меморандум с Ираном в сфере интеллектуальной собственности защитит права казахстанских и иранских компаний.

- Иранский бизнес активно представлен в Казахстане. Свыше 30 товарных знаков иранских компаний находятся под защитой. За последние пять лет мы проанализировали ситуацию и зафиксировали всего один спор. Он касался бытовой химии - моющей продукции. Иранская компания зарегистрировала свой товарный знак, но ранее представитель этой же компании уже сделал регистрацию. Возник спор, который был разрешён в пользу действительного автора товарного знака. Проблем больше не возникало, - сообщил Сарсембаев.

После обмена документами лидеры двух стран выступили с заявлением. Касым-Жомарт Токаев начал свое выступление с обращения к истории, подчеркнув, что казахский и иранский народы «связывает общая история, схожие традиции и культура». Президент привёл целый ряд исторических сведений, показывающих глубину этих отношений. Он напомнил, что Великий Шелковый путь проходил через территории современного Казахстана и Ирана, способствуя обмену технологиями, религиозными традициями и формированию культурно-духовных связей.

По его словам, установлены исторические факты дипломатических контактов – от отношений хана Тауке с шахом Султаном Хусейном до посольств, встречавшихся в Москве, и визита иранского посла в Казахскую степь.

Президент напомнил и о том, что знаменитый Тайказан в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи был изготовлен иранским мастером Абдул-Азизом Шарафуддином ТЕБРИЗИ, а персидские слова составляют около 4 процентов лексики казахского языка.

Токаев отдельно упомянул казахскую диаспору в иранской провинции Голестан, где проживает около 5 тысяч казахов, а также подчеркнул культурную близость: от «Шахнаме» Фирдоуси до влияния персидских поэтов на творчество Абая.

Президент тепло поблагодарил иранскую делегацию за привезённые копии древних рукописей XVIII века:

- В 27 рукописях содержится анализ социально-экономического положения Казахского ханства, его отношений с соседними странами, региональной конкуренции, политико-экономической ситуации в Туркестане, а также действий Российской империи в отношении казахских ханств. Кроме того, речь идет о разведке месторождений и добыче угля, железа, меди, свинцы и бирюзы в Казахской степи. Это очень интересные данные. Большое спасибо, господин президент.

Токаев отметил, что в Казахстане успешно работают около 700 иранских компаний, а бизнес Казахстана инвестирует в Иран в сферах горнодобычи, логистики и производства продуктов питания.

Ключевым направлением сотрудничества Токаев назвал развитие транспортного коридора Север-Юг и железнодорожного маршрута Казахстан - Туркменистан - Иран. Он отметил, что Казахстан начал модернизацию своих транспортных магистралей и пригласил иранских инвесторов участвовать в этих проектах, выразив благодарность за выделение Казахстану участка в порту Шахид Раджаи.

Особое внимание лидеры уделили межрегиональному сотрудничеству.

- Мы приветствуем предложение иранских предпринимателей о создании совместной свободной экономической зоны в Мангистауской области. Уверен, что это позволит организовать производство готовой продукции из иранского сырья в Казахстане, - отметил Токаев.

Сельское хозяйство президент назвал важной сферой двусторонних отношений: только в прошлом году Казахстан поставил в Иран более 500 тысяч тонн ячменя. Обсуждаются возможности многократного увеличения объёмов. Президент отметил, что стороны договорились сотрудничать в цифровизации агросектора, управлении водными ресурсами и перерабатывающей промышленности.

Важным итогом переговоров стало соглашение о совместной работе в сфере информационных технологий и научных исследований, а также договорённость о строительстве в Казахстане историко-культурного комплекса, посвящённого наследию Абу Насра аль-Фараби. Токаев также поручил организовать выставку древних иранских рукописей в Казахстане.

Затронув международную повестку, глава Казахстана заявил:

- Стороны обеспокоены ростом вооружённых конфликтов, санкционного давления и снижением доверия к международным организациям. Наши страны пришли к общему мнению о необходимости укрепления роли ООН и поиска исключительно дипломатических решений конфликтов.

В ответ президент Ирана Масуд Пезешкиан поблагодарил Токаева за приглашение и выразил уверенность, что результаты переговоров станут заметны уже скоро.

Когда делегации стали расходиться, и министры спускались по лестнице к выходу, глава Минтранспорта Нурлан Сауранбаев рассказал, что ему на переговорах так и не пришлось воспользоваться подготовленной справкой с цифрами:

Нурлан Сауранбаев.

– Мы ко всему готовимся, не обязательно, что это спросят. Очень большой объём цифр. Вы же видите, какая политическая повестка, сколько гостей к нам приезжает — к каждому нужно быть готовым, - сказал он с улыбкой.

Тогжан ГАНИ, фото автора и с сайта akorda.kz, Астана

Поделиться
Класснуть