4507

БарымТАЧКИ на прокачку

Кто крышует каналы поставок угнанных железных коней?

БарымТАЧКИ на прокачку

В последнее время на казахстанском автомобильном рынке проявляется очень нехорошая тенденция. Как-то уж слишком часто стали мелькать новости о продаже у нас угнанных в России машин. Только в марте стряслось два громких скандала. Сначала в Северо-Казахстанской области задержали транснациональную преступную группировку, промышлявшую контра­бандой автомобилей. А чуть позже в соцсети слили аудиозаписи разговоров карагандинских прокуроров, которые, вероятно, тоже оказались причастными к мутной торговле железными конями. Вряд ли это случайное совпадение. Но есть ощущение, что идет не полноценная борьба с контра­бандистами, а лишь устранение конкурентов на прибыльном теневом направлении.

Проблема, конечно, не новая. Тема сомнительной легализации угнанных тачек в Казахстане регулярно муссируется в СМИ. Понятно, что истоки лежат на поверхности: есть спрос на такие машины, значит, будет и соответствующее предложение. Мало ведь кто откажется от покупки, например, джипа представительского класса по соблазнительной цене. По идее, уже только этот нюанс должен настораживать покупателей. Но наши люди обычно рады любым скидкам и потому не слишком заморачиваются вопросами о юридической чистоте авто. И таким образом сами невольно стимулируют автоугонщиков и их крышевателей к совершению новых преступлений.

Да, речь идет именно о махровом криминале. Хотя некоторые обыватели склонны наделять зло­умышленников чертами Робин Гуда: мол, отбирают машины у чужих богатых и недорого продают своим бедным. Но, во-первых, не так уж и дешево, чтобы их смог купить настоящий бедняк. Суммы исчисляются в десятках тысяч долларов. А во-вторых, именно так подпитываются коррупционеры, которых общество гневно осуждает, но все никак не может победить, ведь для совершения самого угона много ума не надо. А вот чтобы выправить на автомобиль новые документы, необходимы широкие связи в определенных кругах. Без этой составляющей барымтачковый бизнес попросту не смог бы существовать.

Давайте еще раз посмотрим на самую излюбленную автоуголовниками схему - создание машин-близнецов, по-другому их еще называют клонами. К примеру, преступники уводят статусную иномарку, потом загоняют ее на некоторое время в конспиративные отстойники и начинают заниматься выправкой документов. Как правило, подыскивают данные о машине такой же марки, аналогичного цвета и того же года выпуска. Затем перебивают VIN-код, вешают новые номера - и все, машина готова к продаже.

Примечательно, что в погоне за упрощением процедур оказания услуг населению у нас настолько безмятежно отнеслись к потенциальным подвохам, что подарили мошенникам не просто лазейку, а широченный тоннель! Раньше при постановке автомобиля на казахстанский учет правоохранители тщательно сверяли номера двигателя и кузова, пробивали их соответствие через специальную базу данных. А теперь во время заключения сделки купли-продажи машины ЦОНы не запрашивают информацию о сверке VIN-кода, работают только по документам. Шикарный подарок для аферистов, не правда ли? Главное - впарить угнанный автомобиль жаждущему хоть немного халявы покупателю. А дальше - его проблемы, если при постановке на учет, пересечении границы или ремонте выяснится, что у “ласточки” двойной или даже тройной VIN-код. Нередко такую машину возвращают настоящему иностранному владельцу. Наш добросовестный приобретатель, конечно, может пойти судиться и даже выиграть процесс по возмещению ущерба. Однако зачастую случается так, что с продавца нечего взять: он официально является безработным и вдобавок каким-нибудь заемщиком, который в первую очередь будет выплачивать долги другим людям. Или вов­се окажется гражданином другого государства, не проживающим по месту прописки. Иди ищи ветра в поле…

А вот задержанные члены транс­национальной преступной группировки в Северном Казахстане действовали по другому лекалу. Они завозили в республику машины по подложным таможенным документам под видом запчастей. На их складе оперативники обнаружили аж 54 легковых автомобиля и шесть грузовиков! Там же нашлись стопки поддельных техпаспортов и десятки государственных номерных знаков России. Чувствуете размах? Очевидно же, что без влиятельных персон в таможне или правоохранительных органах не обошлось. Вопрос только в том, привлекут ли их к ответственности вместе с исполнителями.

Практически сразу после этой громкой спецоперации в сеть утек компромат на достаточно весомых блюстителей законности. Под прицел “доброжелателей” попали сотрудник отдела внутренней безопасности Карагандинской областной прокуратуры Алексей БОНДАРЕВ и старший помощник прокурора области Руслан АБДРАХМАНОВ. Если верить выложенным на всеобщее обозрение документам, Бондарев якобы приобрел для своей супруги понтовый “мерседес”, который числился в залоге в России. При этом не был оплачен обязательный утильсбор. Зато машина чудесным образом встала на учет в Казах­стане. Сколько еще подобных тачек окольными путями завезено и зарегистрировано в стране, остается только догадываться. Как и о том, кто же еще участвовал в махинациях. Может быть, служебное расследование, которое назначили по факту всплывшего компромата, даст ответы на эти вопросы. А пока из ответа начальника департамента внутренних расследований Генеральной прокуратуры Еркина АЙТКУЛОВА нашим коллегам с сайта azattyq rýhy стало известно, что Алексей Бондарев был освобожден от занимаемой должности.

Впрочем, истории про продажи угнанных автомобилей мелькают в СМИ с завидной периодичностью, что не позволяет о них говорить как о единичных случаях.

Ведь проблема в целом не в доверчивых гражданах и даже не в мошенниках, а в огромных пробелах законодательной системы РК и договорах ЕАЭС, которые, к слову, уже пустили однажды на самотек дело с армянскими машинами. История, казалось бы, показательная. Но почему-то инструменты у облеченных властью людей слишком часто стали дырявыми либо полностью сломанными. Не потому ли, что кто-то из высокопоставленных бастыков кормится с этого незаконного бизнеса? Делов-то - дать зеленый свет нужным людям, которые потом принесут в клювике десятки тысяч баксов. А какой ущерб в этом процессе наносится государству, тоже сложно представить. Только эпизод с североказахстанскими автобарымтачами тянет приблизительно на 650 миллионов тенге.

По нашим данным, сегодня ведутся дискуссии по вопросу приведения в соответствие норм национального законодательства. А пока чиновники “обсуждают”, мы решили поинтересоваться у правоохранительных органов, какие конкретные действия предпринимают они, чтобы пресечь вакханалию с проникновением в страну машин с криминальным душком. Как много фактов сбыта авто по поддельным документам фиксируется и как много преступников привлечено к ответственности? И есть ли у стражей порядка действенные предложения по искоренению этой проблемы? Если есть, то куда именно они направлялись и на каком этапе застопорились? Что, в конце концов, делать со штрафами в миллиарды тенге от машин на российском учете? Соответствующий запрос направлен в МВД.

Напоследок хотим дать нашим читателям несколько рекомендаций о том, как не стать невольным скупщиком краденого имущества. Во-первых, не поленитесь проверить въехавшую из России машину через доступные базы данных. Наиболее популярная из них находится на сайте ГИБДД. Там можно почерпнуть сведения обо всех владельцах автомобиля, прочесть историю регистрации и перепродаж, а также увидеть ограничения на регистрационные действия и информацию о том, не находится ли транспорт­ное средство в розыске.

Во-вторых, следует выяснить, не находится ли машина в залоге. Это можно сделать в реестре уведомлений о залоге движимого имущества федеральной нотариальной палаты.

В-третьих, федеральная служба судебных приставов поможет добыть информацию о взысканиях.

В-четвертых, загляните на казахстанский сайт “Оператора РОП”, чтобы определить, оплачивал ли продавец утилизационный сбор.

Или же перед покупкой обратитесь к профессионалам, которые могут проверить авто и вынести свой вердикт о легальности его ввоза и продажи. Позаботьтесь о своем спокойствии и финансовом благополучии сами. Ведь, как вы уже поняли из нашей публикации, правоохранительные органы в решении этой проблемы, складывается впечатление, не очень-то и заинтересованы. Между тем, приобретая ворованную машину, вы рискуете остаться без нее и без денег.

Мы будем следить за развитием событий с надеждой на то, что и уполномоченные ведомства наконец обратят внимание на эту проблему.

Ирина МОСКОВКА, Караганда

Поделиться
Класснуть