2528

И на домах растут деревья

Сможет ли Алматы вернуть себе славу города-сада? На наши вопросы отвечает руководитель управления зеленой экономики акимата Алматы Наталья ЛИВИНСКАЯ.

И на домах растут деревья

- Как решить проблему вырубки деревьев? То и дело вспыхивают скандалы по этому поводу. Вспомните случай с выпиливанием краснокнижных дубов возле магазина Sulpak.

- Общественный резонанс позволил многие вопросы сдвинуть с мертвой точки. Во-первых, у нас появилась методика расчета ущерба от сноса деревьев. Она существовала до 2008 года, потом вместо нее остался небольшой штраф. Во-вторых, мы на уровне города не могли изменить закон и вытребовать увеличение компенсационных посадок. Такие решения можно принимать только на уровне министерства.

Мы просили при незаконной вырубке компенсационные посадки с соотношением один к ста, то есть на одно снесенное дерево - сто высаженных. Нам утвердили только одно к двадцати при незаконной и одно к десяти при разрешенной. Но и это тоже хорошо, потому что такая мера очень бьет по карману, рубить деревья становится крайне невыгодно. Сейчас в акимат уже обращаются возмущенные бизнесмены. Они жалуются, что должны тратить много денег, чтобы спилить деревья. Только через карман можно изменить сознание. Будут вписывать деревья в архитектурные решения, будут пересаживать, постепенно изменим менталитет.

- Когда за инструменты берутся непрофессионалы, то даже простая обрезка деревьев или бездумное топирование (отпиливание верхушки) превращается в настоящее варварство. Вы видели вдоль улиц огрызки деревьев? Горожане в шоке.

- Мы возвращаемся к мысли, чтобы возродить организацию типа прежнего “Зеленстроя”. Но это сейчас сложно, поскольку законодательство обязывает акимат каждый раз искать подрядчиков через открытый тендер. И получается, сколько бы мы в кабинетах ни обсуждали, как сносить деревья, как проводить обрезку, случайные люди будут делать одни и те же ошибки. Нам нужны специалисты, профессионалы, знающие тонкости, а не просто умеющие держать в руках пилу. Пока мы ищем способы, как выстроить эту систему. Но проблема точно не решится быстро, например, в течение года.

- Как сейчас выглядит процедура сноса дерева?

- Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться к нам, в управление зеленой экономики города. Мы сначала выдаем справку о том, сколько на данном участке деревьев и кустарников. Затем необходимо пригласить специалистов и получить справку лесопатолога о состоянии данных насаждений: сколько в аварийном состоянии, сколько можно пересадить. С этой справкой мы выезжаем на место и проверяем сами количество и качество деревьев. Потому что всегда есть сомнения, и под бумажкой акимат подпись не ставит.

Только после этого можно начать проектирование, оценку воздействия на окружающую среду и пройти через общественные слушания. На каждом из этих этапов в числе прочего рассматривается возможность сохранить существующие насаждения. Но я столкнулась с тем, что пилить пытаются, прикрываясь лишь справкой о наличии деревьев на участке. Дескать, вот бумага, вот печать акимата - так выглядит разрешение.

- Город наконец-то стал активно привлекать дендрологов. Этому можно только порадоваться!

- Участие дендрологов на всех этапах очень важно. Например, у нас есть “зеленая комиссия”, именно она решает судьбу аварийных деревьев. В комиссию входят неравнодушные граждане, представители госсектора и, самое главное, дендрологи. Их слово самое веское. Потому что у нас есть очень печальные примеры, когда решения принимались непрофессионалами и на эмоциях. Осматривают дерево, оно большое, зеленое, пилить жалко. А спустя какое-то время оно падает, потому что было разрушено изнутри.

Так, в Турксибском районе дерево, которое пожалели, впоследствии упало на машину, погибли два человека. А трагедию можно было предотвратить. Теперь такие решения принимают специалисты. Дендрологи же сейчас помогают оздоравливать имеющийся зеленый фонд города. Пора уже не гнаться за количеством стволов, не втыкать повсюду деревья, а переходить на грамотное содержание и уход за тем, что есть.

В этом году мы заложили финансы для прикорневовой пропитки молодых деревьев в центре города. Земля очень истощена: подкормок нет, опавшие листья убирают, и кроме выхлопных газов почва ничего не получает. Деревьям очень трудно расти в такой стрессовой ситуации, они легко заболевают, развиваются медленно. Мы хотим исправить ситуацию.

- Есть у нас такой городской миф, что когда-то власти покупали машину для пересадки крупномеров. Но потом у нее сломалась деталь, и дорогая покупка стоит сейчас без дела. Это правда?

- Да, машина есть, я ее видела. У нее сломан один из зубцов, которыми она вынимает дерево. Я полагаю, что такая машина в принципе не подходит для нашей тяжелой, глинистой почвы, поэтому и сломался мощный зубец. Скорее всего, она рассчитана на растения, выращенные в питомниках, где их несколько раз пересаживают, формируя компактную корневую систему. Наверное, эта машина может использоваться для пересадки небольших деревьев на подходящих почвах. Кстати, принцип перехода от “снести” к “пересадить” очень важен, и бизнес уже созрел для этого.

- К вопросу о количестве. Как вы относитесь к волонтерским посадкам? К сожалению, зачастую такие акции превращаются в фикцию…

- Мы поняли, что горожане сами переживают за деревья и готовы внести свой вклад в озеленение Алматы. Но важно это движение возглавить и направить. Первый вариант - горожане могут через соцсети или через наш сайт оставлять заявки на посадку саженцев. Мы предоставим материал вместе с гарантийным письмом, которое обяжет ухаживать за растением в течение двух лет. При этом мы обязательно проверим соответствие места и количества запрошенных саженцев.

Мы уже сталкивались с тем, что просят сто деревьев, а по факту место есть на три-пять. Нельзя гнаться за количеством и впихивать по дереву на каждый свободный пятачок. Есть и другие городские правила: например, отступать на пять метров от стены строений, чтобы не посадить дерево на коммуникации. Иногда нам говорят, что даже в таком простом деле мы разводим бюрократию, но город - это место, где все должно быть продумано.

Второй вариант посадок, когда мы вместе с волонтерами озеленяем большие массивы и сразу закладываем в городской бюджет финансирование на уход и полив. Действительно, бывает так, что акции по посадке деревьев рассматриваются как веселый пикник. А что будет потом с этими насаждениями, в курсе ли город, что их надо поливать, об этом никто не думает. Но это вопрос взаимодействия, и он решается довольно просто.

- Мы уже несколько раз слышали о карте зеленых насаждений: то ее делают, то почти сделали, то протестировали. Она вообще реально существует?

- В 2016 году была проведена инвентаризация деревьев шести районов города, в 2017-м еще двух. Затем все это вносили в геоинформационную систему. Но тогда в городе существовало почти два десятка разных систем. Как только начали их стандартизировать и сводить данные разных организаций в единую карту, началась путаница. Деревья оказывались то на крышах домов, то на дорогах. Технические погрешности были до 300 метров. В прошлом году мы возобновили работу над этим реестром и практически привели его в порядок. Надеюсь, что в марте мы покажем карту, на которой можно увидеть каждое дерево города и открыть его паспорт, где указаны вид, примерный возраст, высота. Карта будет отображать также кустарники и цветы.

- Городское озеленение очень подвержено моде. То везде впихивают туи, то любой пятачок заполняют петуниями. От чего будем отказываться, а что, наоборот, активно использовать?

- Мода зачастую связана с бизнес-интересами. Питомники предлагают в основном то, что востребовано для коммерческих проектов. Например, достаточно дорогие хвойники, хотя мы думаем отказаться от идеи сажать их вдоль дорог. Елки очень плохо чувствуют себя среди шума и загазованности. Нет смысла подвергать деревья такому стрессу. Сейчас мы составили для каждого района города свой список рекомендованных растений. Еще планируем постепенно переходить от однолетних цветов к многолетним, это экономически более выгодно и проще в уходе. Хотим также вернуть Алматы славу города роз, не зря же раньше он был так обильно украшен ими.

- Очень много вопросов вокруг новых правил озеленения Алматы. Что происходит с тем документом, который так долго рожала общественность? И почему проект нельзя увидеть в открытом доступе?

- Его писали еще в 2019 году, но получился не юридический документ, а роман на ста страницах. Я его в шутку называю “Война и мир”. Наши юристы просто не приняли документ и вернули на доработку. Пришлось начинать все сначала, с базовых понятий. Сейчас готова первая часть, это восемь страниц, посвященных административным вопросам. Вторая часть уже будет содержать правила. В любом случае мы их покажем общественности и будем обсуждать, перед тем как принять.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть