4963

Извините-подвиньтесь!

Владельцы парков общественного транспорта Актау обвиняют городской акимат в наглом захвате их маршрутов

Извините-подвиньтесь!

Первые звоночки противостояния прозвучали еще в прошлом году, когда на рынок “зашел” новый автопарк. Именно с тех пор перевозчиков, обслуживающих устоявшиеся маршруты на протяжении нескольких десятков лет, стали выдавливать с насиженных мест. Кто-то, не выдержав давления со стороны чиновников, самостоятельно отдал свой маршрут, другие пошли за справедливостью в суд, а третьим приходится молча делить свои линии с новичком, чтобы хоть как-то удержаться на плаву.

В Казахстане найдется мало городов, в которых общественный транспорт не вызывал бы нареканий со стороны как пассажиров, так и властей. Однако в Актау даже обновление автобусного парка вызвало шквал критики. Завезенные в январе этого года 30 автобусов стали последней каплей в продолжительном споре между перевозчиками и чиновниками.

Как выяснилось, завезенные автобусы не являются новыми - до этого они колесили по дорогам Атырау. Их еще в 2018 году акимату Атырау подарила компания “Тенгизшевройл” в рамках социальной ответственности. Затем транспорт передали на баланс в АО “СПК “Атырау”. Позднее автобусы приобрело ТОО Akzhayik Avtopark, правда, в рассрочку на четыре года. Однако в прошлом году этот атырауский автопарк закупил 170 автобусов, работающих на газе. Соответственно, надобность в 30 дизельных автобусах отпала. А так как платить за них все равно нужно, то было решено перебросить их в Актау.

После прояснения ситуации чиновники акимата Актау поспешили исправить свою оплошность и уточнили, что да, транспорт не является новым, зато более комфортабельный и его завез новый перевозчик. И вот тут нервы не выдержали уже у старых перевозчиков, которые прервали молчание и обвинили чиновников ни много ни мало в уничтожении их бизнеса.

Первым в числе пострадавших оказался владелец маршрута №3 Наби АЙГАРАКОВ. Как признается перевозчик, он вынужден был отдать свой маршрут новому игроку, иначе ему просто бы не дали работать.

- Нам все время говорили про обновление автопарка. Но как мы могли выполнить эти условия, если тариф не повышали на протяжении многих лет и не давали никаких субсидий! И вот как только мы договорились о субсидиях, на рынке появился новый перевозчик, которому в конце концов и отдали наши 18 новых автобусов, а затем и наши маршруты, - жалуется Наби Айгараков.

Действительно, еще в январе прошлого года наше издание сообщало о том, что существующие на рынке перевозчики не смогут обновить свой автопарк из-за неотлаженной системы субсидирования (см. “А пассажиры наде­ются и ждут”, “Время” от 18.1.2020 г.). Тогда же мы упоминали, что 18 новых автобусов предназначались именно для старых перевозчиков. Однако потом все изменилось. И, как утверждают старые перевозчики, все дело именно в субсидиях.

- Изначально эти автобусы предназначались для маршрутов №2 и 3 на основе лизинговой программы Банка развития Казахстана (БРК-Лизинг) через социально-предпринимательскую корпорацию “Каспий”. Однако мас­лихат тогда еще не принял решения, что наши маршруты являются социально значимыми. Естественно, никакого субсидирования не было утверждено. Мы сразу сказали, что пока не будет решения маслихата, мы не сможем взять на себя такие большие риски. Тогда нам в городском акимате дали ясно понять, что найдут нового перевозчика и наши маршруты передадут ему, несмотря на то, что у нас договор на перевозки заключен до сентября 2022 года.

Когда в декабре прошлого года наши маршруты признали социально значимыми, утвердили на три года субсидии, то тут же на эту кормушку появились свои люди. А деньги там хорошие. Сейчас утвердили субсидии в размере 58 тенге за каждого пассажира, но это при расчете, что на линии работают и старые, и новые автобусы. Это около 400 миллионов тенге. А вот при полном обновленном парке перевозчику уже полагается субсидия в районе 100 тенге за одного человека. Речь идет уже о сумме в один миллиард тенге. Понятное дело, что наши маршруты стали лакомым куском. Одно непонятно: почему наш акимат поддерживает не местных перевозчиков, а из Атырау? - задаются вопросом перевозчики.

На случай если старые владельцы откажутся добровольно отдать свои маршруты, в акимате придумали свой способ, как технично устранить их. Так, на протяжении многих лет в городе действовало шесть маршрутов - №2, 3, 4, 4М, 5, 7. Пассажиры неоднократно просили развить сеть из-за увеличения количества новых микрорайонов. Однако на все просьбы населения городской акимат оставался глух и нем. Но вот с конца прошлого года пассажиры с удивлением наблюдали, как в областном центре начали появляться новые маршруты.

В конце 2020 года для обеспечения общественным транспортом новых микрорайонов города запустили маршрут №8. В январе текущего года начали курсировать №107 и 3А. Правда, последние два маршрута почему-то идентичные. Старые перевозчики утверждают, что так грубо их выдавливают с рынка. Именно в такой ситуации сейчас оказался владелец маршрута №5 Шынгытбай БЕКБАУЛОВ. По договору он должен обслуживать свой маршрут до декабря 2021 года, однако в январе этого года с ним расторгли его в одностороннем порядке.

- Сначала меня вызвали в акимат в отдел пассажирских перевозок и попросили уйти с маршрута доб­ровольно. Я отказался и предложил взамен сделать все по закону через суд. А позже я получил письмо, в котором меня уведомили, что с 28 января со мной разрывают договор и я должен освободить свой маршрут. Я обратился в экономический суд с заявлением, который вынес определение, что имею полное право до окончания судебных разбирательств обслуживать свой маршрут. В результате сейчас на линии работают мои водители и новые. Причем у нового перевозчика нет никаких документов. На каком основании он пришел на мой маршрут, непонятно. У моих водителей доходит до ругани и драк с водителями нового перевозчика, так как те перехватывают пассажиров. Я уже обращался в прокуратуру и антикоррупционную службу, чтобы там разобрались в этой ситуации. Более того, созданный акиматом новый маршрут №107 полностью дублирует мой. Зачем это делается, и так ясно, - возмущается Шынгытбай Бекбаулов.

Однако в городском акимате на все возмущения старых владельцев маршрутов отвечают весьма лаконично: интересы населения областного центра превыше всего. Мол, до нынешнего времени чиновников регулярно закидывали жалобами на общественный транс­порт. А вот с приходом нового игрока на этот рынок нареканий стало в разы меньше. В общем, важен результат, а вот каким методом его достигли, не имеет значения.

- По договору перевозчик был обязан предоставить населению обновленный парк автобусов. Предприниматель не выполнил условие. Поэтому мы расторгли договор. Мы не можем сидеть и смотреть на этих предпринимателей, оставив без внимания повседневные проблемы 200 тысяч горожан, - заявил аким Актау Нурдаулет КИЛЫБАЙ.

К слову, новый перевозчик в лице директора ТОО “Каспий автопарк” Аслана ЖАКБАЛИЕВА отмечает, что никоим образом не собирался захватывать маршруты. А в Актау его компания прибыла по приглашению городского акимата.

- Мы ни у кого маршруты не забирали, нам акимат их отдал. И эти 18 автобусов нам также отдали, потому что они простаивали, их никто не брал, - признался Аслан Жакбалиев.

В настоящее время новый перевозчик собирается пересмотреть всю сеть городских маршрутов, а также их протяженность. Но будет ли после этого конфликт исчерпан, пока неясно.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото предоставлено пресс-службой акимата, Актау

Поделиться
Класснуть