3294

Мнения разные, цель - одна

Чиновники и общественники Алматы договорились сообща решать экологические проблемы, несмотря на критический настрой активистов

Мнения разные,  цель - одна

Совещание под председательством министра экологии, геологии и природных ресурсов Магзума МИРЗАГАЛИЕВА прошло в минувший четверг на алматинской ТЭЦ-2. Началось оно с разъяснения норм вступившего в силу в январе этого года нового Экологического кодекса, предусматривающего ряд принципиальных новшеств.

Во-первых, это внедрение наи­лучших доступных технологий, отказ от перехода к которым повлечет за собой серьезное увеличение платы за эмиссии.

Во-вторых, новые подходы к оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС): теперь такая оценка обязательна только для предприятий I категории, компании II категории проходят скрининг, III - сдают декларации, а деятельность фирм IV категории вообще не регулируется.

В-третьих, ужесточается ответственность за нарушения экологического законодательства - штраф за превышение нормативов эмиссий увеличен в 10 раз, за несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха и пожарной безопасности при складировании или сжигании отходов - в пять раз.

В-четвертых, будет внедряться автоматизированная система мониторинга выбросов, что позволит обеспечить население достоверной информацией, а также свести на нет коррупцию при госэкоконт­роле. В-пятых, совершенствуется управление отходами. В частности, введено лицензирование для перерабатывающих мусор предприятий, мусоровывозящий транспорт в обязательном порядке оборудуется GPS-датчиками и т. д.

Затем вице-министр экологии Ахметжан ПРИМКУЛОВ высказался по поводу экологической ситуации в Алматы, напомнив о разработанной в прошлом году “Дорожной карте”, основными пунк­тами которой являются перевод на газ ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, газификация частного жилого сектора, развитие парка экологически чистого общественного транспорта и т. д.

- В результате реализации мероприятий объемы выбросов загрязняющих веществ сократятся со 144 тысяч тонн до 79,5 тысячи тонн, или на 44 процента, - сказал вице-министр. - То есть индекс загрязнения атмосферы снизится с высокого уровня (8) до среднего (6). В целом реализация Экологического кодекса и “Дорожной карты” должна привести к реальному улучшению экологической ситуации в городе.

Заместитель акима Алматы Ерлан КОЖАГАПАНОВ проинформировал, что из 16 запущенных мероприятий “Дорожной карты” семь уже исполнены, девять в работе. Введен запрет на закуп дизельных и бензиновых автобусов и коммунальной техники, по городу курсируют 17 электрических автобусов, в этом году на маршруты выйдут еще 39. Проведен мониторинг целевых показателей окружающей среды, установлены 10 автоматизированных станций для измерения качества воздуха, по установленным на улицах города LED-экранам транс­лируется информация об уровне загрязнения воздуха. Осенью 2020 года в Алматы было высажено 282 тысячи деревьев, в 2021 году их количество увеличится еще на 360 тысяч.

- Вы знаете, у нас очень часто происходят ситуации, когда идет вырубка зеленых насаждений, - заметил замакима. - Естественно, мы реагируем, привлекаем к ответственности. Вместе с общественностью в этом направлении работаем.

Что касается одного из главных пунктов “Дорожной карты”, то, по словам директора АО “Алматинские электрические сети” Нурлана МУХАМЕД-РАХИМОВА, модернизация ТЭЦ-2 завершится раньше запланированного срока.

- В 2025 году мы должны полностью завершить реконструкцию ТЭЦ-2 и перевести ее на газ, - сказал он.

Однако выступивший на совещании академик Ахан ОМИРБЕК считает, что проект реконструкции не выдерживает критики:

- Более некачественного проекта я еще не встречал. Возникает ощущение, что при его рассмотрении не было предложено ни одной наилучшей доступной технологии. Взяли самое простое решение: возьмем газ и будем сжигать, он меньше выбросов дает. Но газ не является решением проблемы, потому что при его сжигании тоже выбрасываются загрязняющие вещества. В то же время сейчас существует немало способов, которые дешевле в десятки раз. И, самое главное, они стопроцентно очищают и осаждают выбросы от сжигания угля. И у меня возникает вопрос: есть ли смысл переводить ТЭЦ-2 на такой коварный, такой политически неустойчивый энергоресурс, как газ?

А вот глава общественного движения “За чистый воздух Алматы” Асет НАУРЫЗБАЕВ уверен, что газификация необходима. Но для этого, вновь отметил он, целесообразнее было бы построить новую современную ТЭЦ, а не пытаться реконструировать старую.

У общественников в целом оказался иной, чем у чиновников, взгляд на экологическую ситуацию в городе. Основатель сайта по мониторингу уровня загрязнения воздуха Павел АЛЕКСАНДРОВ вообще заявил: в Алматы происходит экологическая катастрофа. Одной из главных проблем он назвал то, что в городе не развивается общественный транспорт, особенно его экологичные виды: трамвайную сеть ликвидировали, количество троллейбусов сократили, а метро строится слишком медленно.

Вторая проблема, по его мнению, касается некачественного техобслуживания - практически на любой СТО можно снять с авто катализатор, поставив вместо него муляж. Так автомобилисты пытаются снизить расход топлива, однако вредные выбросы от подобных манипуляций увеличиваются в разы.

Третьей проблемой Александров назвал выбросы частного жилого сектора. Информация акимата о газификации 99 процентов города, считает он, не отражает реальную картину. Многие алматинцы из экономических соображений продолжают топить печи углем, а иногда и чем похуже.

- Решение проблемы должно быть быстрым, потому что растут наши дети, - сказал он, сопроводив свое выступление жуткими кадрами черного смога над городом. - У меня в семье двое детей аллергики, жена аллергик. И это не какая-то абстрактная проблема, это реальный вред нашему здоровью. Алматы также занимает первые места по раковым заболеваниям. Качество воздуха - это не только легкие, абсолютно все системы организма подвержены воздействию негативных факторов. И я не знаю, какая еще тема может быть так же важна, как качество того, чем мы дышим.

Сопредседатель общественного объединения “Я - алматинец” Саида ТАУКЕЛЕВА подняла проблему точечной застройки, которая, по ее мнению, является одним из решающих факторов ухудшения экологической обстановки в городе.

В ответ Кожагапанов сообщил о разработке правил застройки исторического центра Алматы, предусматривающих запрет на строительство во дворах и возведение пристроек к жилым домам, ограничение высотности, а также сохранение архитектурного стиля.

- Все, что не подпадает под эти правила, будет проходить через общественные слушания, - сказал он. - На следующей неделе мы эти правила разместим, и вы сможете с ними ознакомиться.

Председатель общественного объединения “Защитим Алматы” Салтанат ТАШИМОВА поинтересовалась, куда делись разработанные с участием общественности правила содержания и защиты зеленых насаждений на сотню страниц, в которых было расписано решение всех проблемных вопросов.

- Сейчас на портале электронного правительства в разделе “Открытые НПА” вывешен восьмистраничный документ, который ничего не регулирует и позволяет твориться правовому беспределу! - возмутилась она.

- Я это возьму на личный конт­роль, мы эти 100 страниц оставим, - пообещал в ответ заместитель акима.

В конце совещания Минэкологии, акимат Алматы, ассоциация экологических организаций Казахстана, фонд Air Vision, экологический союз “Табигат” и казахстанская ассоциация региональных экологических инициатив ECOJER подписали меморандум по установлению долгосрочного партнерства в сфере защиты экологии.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть