6571

Уже нехлебный бизнес

В Северо-Казахстанской области бьют тревогу руководители мукомольных предприятий. С одной стороны, их душат высокие железнодорожные тарифы, с другой - они теряют рынки сбыта своей продукции. Оказывается, это не местечковая проблема, так как боятся потерять свой бизнес и владельцы мельниц на юге страны.

Уже нехлебный бизнес
Большинство северо-казахстанских мельниц сокращают производство и рабочие места.

По словам бизнесменов, их дело становится не только нерентабельным, но и убыточным, катастрофически падают объемы производства муки, и 70 процентов североказах­станских мельниц либо уже закрылись, либо находятся на грани разорения.

- Основным рынком сбыта муки для Казахстана всегда были Узбекистан, Таджикистан, Афганистан. Однако сейчас в эти же страны активно экспортируется не столько мука, сколько наше зерно. Недавние импортеры казахстанской муки стали активно развивать собственную мукомольную промышленность из нашей же пшеницы. В итоге экспорт казахстанского зерна заметно вырос, а муки упал практически в два раза, - комментирует ситуацию директор регио­нальной палаты предпринимателей Арман УРАЗГУЛОВ. - И все это происходит на фоне выросших тарифов на транзит муки, как местных, так и зарубежных.

В Северо-Казахстанской области работают около 20 крупных мукомольных комбинатов, загруженность которых сейчас низкая. Мельники надеются, что к разрешению возникшей ситуации подключится правительство. Они уверены, что если проблему не начать решать сейчас, то страна может стать импортером муки.

- Мы практически на 80 процентов сократили производство и рабочие места. А ведь у нас есть сырье, и мы готовы работать на полную мощность, но теперь заниматься переработкой пшеницы стало просто невыгодно, - сетует генеральный директор Тимирязевского мукомольного комбината Иса АЛАХЯРОВ.

По словам предпринимателей, в 2012 году экспорт зерна в Узбекистан составлял 658 тыс. тонн, муки - 1,2 млн тонн. А в 2020-м экспорт зерна вырос до ­

2,3 млн тонн, муки упал до 650 тыс. тонн. Аналогичная ситуация сложилась по Таджикистану - в 2009 году экспорт зерна и муки в эту страну был на одном уровне и составлял 380 тысяч тонн, а в прошлом году экспорт зерна вырос до более 1 млн тонн, а муки упал до 85 тыс. тонн. Сегодня Афганистан - это единственный оставшийся рынок сбыта казахстанских мукомолов, но и он наращивает собственную переработку.

Усугубило проблему введение муки в список биржевой торговли, а также высокие тарифы на транзит в Узбекистане, рост железнодорожных тарифов.

- Муку включили в список биржевых товаров на основании приказа министра торговли и интеграции от 28 декабря 2020 года. Это решение ввело нас в недоумение, по-моему, оно нерациональное, - возмущается коммерческий директор ТОО “СевЕсильЗерно” Таисия КОЛЕГОВА. - Во всем мире нет практики торговли мукой через биржу, это нонсенс. Мука - брендированный товар, и уравнять стоимость разных брендов в пределах одной товарной позиции просто невозможно! Также есть трудность со специфичностью нашего главного покупателя в обучении навыкам биржевой торговли. Речь идет об Афганистане. Им проще выбрать более доступный Узбекистан, который изготовит муку из казахстанского зерна и предложит ее афганским покупателям, минуя биржевую реализацию. Если говорить об уменьшении порога реализации пшеницы до 300 тонн, получается, наши мукомолы будут платить дважды: и покупая пшеницу для переработки в объеме свыше 300 тонн (а это всего 4 вагона), и реализуя муку более 60 тонн. Получается двойное обложение. При этом маржинальность производства и экспорта муки меньше, чем оплата стоимости услуг брокеров и биржи.

Кроме того, представители мукомольной отрасли поднимают вопросы резкого роста тарифов на груженые вагоны со стороны КТЖ и других собственников на 30-35 процентов. Таким образом они получили подорожание ставки перевозки на сумму около 100 000 тенге за вагон. Плюс к этому еще есть высокая плата за транзит тонны муки через Узбекистан. Соседи оценивают пересечение 700 км своей территории в 53 доллара за тонну. Для сравнения: за транзит по территории Туркмении протяженностью 3000 км экспортер оплачивает 32 доллара за тонну. Производители муки недоумевают, с чем связана такая разница в стоимости транзита, ведь и протяженность путей в четыре раза меньше, чем в Туркмении.

Предприниматели считают, что нашему Министерству торговли пора применить зеркальные меры по отношению к недобросовестным соседям, и, возможно, тогда они умерят свои аппетиты. Еще один выход из ситуации - субсидировать часть затрат экспортеров на доставку товаров из госказны и поддержать сельхозтоваропроизводителей, реализующих зерно отечественным переработчикам. Такой инструмент, по словам предпринимателей, необходим, чтобы обеспечивать мельницы сырьем.

- Все предложения наших производителей будут переданы в центральный аппарат “Атамекена” для дальнейшего обсуждения и принятия решения совместно с министерствами сельского хозяйства, торговли и интеграции, - обещает мукомолам Арман Уразгулов.

В то же время проблему резкого роста тарифов на пользование зерновозами российских операторов поднимают 15 крупнейших мельниц Туркестанской области и Шымкента, которые производят муку из пшеницы, выращенной на севере страны. Они заявили, что проще привозить на юг готовую муку из северных областей, потому что для нее не нужны специальные зерновозы, а тарифы на перевозку в обычных крытых вагонах намного ниже. Но тогда мукомолы южной части страны могут потерять бизнес.

Аренда вагонов и сопутствующие услуги не относятся к регулируемым рынкам, но действиями российского оператора зерновозов в Казахстане заинтересовались в антимонопольном ведомстве. Сотрудники столичного департамента Агентства по защите и развитию конкуренции провели видеоконференцию с руководством АО “Астык Транс”, чтобы выяснить причины роста стоимости услуг по перевозке зерна.

- По информации АО “Астык Транс”, повышение тарифов в 2020 году связано с увеличением расходов на содержание вагонов, включая ремонтные работы. Кроме того, согласно данным комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики, с 1 января 2021 года повысились тарифы на железнодорожные грузоперевозки АО “НК “КТЖ” в среднем на 7 процентов. Мы приступили к проведению анализа состояния конкуренции на рынке грузоперевозок. В случае установления доминирующего или монопольного положения АО “Астык Транс”, а также признаков злоупотребления доминирующим или монопольным положением будут приняты меры антимонопольного реагирования, - сообщила пресс-служба столичного департамента Агентства по защите и развитию конкуренции. Для получения полной информации по стоимости услуг предоставления зерновозов антимонопольщики направили запрос в АО “Астык Транс”.

Но пока идет межведомственная переписка, мукомолы накапливают убытки.

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото предоставлено палатой предпринимателей Северо-Казахстанской области, Петропавловск

Поделиться
Класснуть