12274

Кто прав, а кто обязан?

Разбираем скандал вокруг поправки в закон об образовании, касающейся дистанционного обучения школьников

Кто прав, а кто обязан?

Это одна из самых обсуждаемых тем недели. Оппоненты - Министерство образования и науки (МОН) и родители, которые перевели своих детей в иностранные ­онлайн-школы, но живут в Казахстане. У каждой из сторон веские доводы. 

МОН: государство обязано обеспечить всеобщий охват обучением, а дети - освоить казахстанскую школьную программу. 

Родители: у каждого гражданина должно быть право выбора, где учить своих детей, качество образования в наших школах и обновленка не выдерживают конкуренции, а в классах по 30-40 человек. Мы же попытаемся взглянуть на ситуацию ­ объективно.

Что изменилось?

18 января 2021 года вступили в силу поправки в закон об образовании. Изменений много, но скандальным стал новый пункт 3 статьи 49 “Права и обязанности родителей и иных законных представителей”. Вот он: “Родители и иные законные представители детей, являющихся гражданами Рес­публики Казахстан и постоянно проживающих в Республике Казахстан, обязаны обеспечить получение ими среднего образования в организациях образования Республики Казахстан или в международных школах, имеющих лицензию на занятие образовательной деятельностью по общеобразовательным учебным программам основного среднего, общего среднего образования, находящихся на территории Республики Казахстан (выделено мной. - О. А.), за исключением детей, выехавших в зарубежные страны в установленном законодательством Респуб­лики Казахстан порядке”.

То есть учиться дети могут только в Казахстане. В иностранных школах разрешено дополнительное образование. Жирная точка. Поставь ее Минобр хотя бы пару лет назад, мы бы сейчас об этом не говорили.

Чиновники от образования настаивают на том, что и раньше закон не разрешал родителям, которые живут здесь, учить детей там. Есть понятие всеобуча. В Конституции написано, что среднее образование является обязательным и обеспечивается государством.

Родители парируют: подписаны соглашения в рамках ЕАЭС, касающиеся и образования в том числе. Почему не применять их? В августе, когда поправки уже обсуждали, представители инициативной группы родителей просили легализовать дистанционную форму обучения (речь шла об иностранных школах) для казахстанских детей. Говорили и о правовом вакууме в этом вопросе. Теперь вакуума нет, правда, рассчитывали они совсем на другое.

А еще в законе об образовании есть подпункт 4 пункта 2 статьи 49 (он был и раньше): “Родители и иные законные представители обязаны обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении”. Все. Как это трактовать?

Зарубежная онлайн-школа - учебное заведение? Конечно. Посещает его ребенок? Да, скажут родители: заходит каждый день на сайт, задания делает, с учителем переписывается. Тогда какие вопросы? Все законно! Это одно мнение.

Вот противоположное. В онлайн-версии закона об образовании есть примечательная сноска - ответ министра образования на вопрос, поступивший на блог электронного правительства. Датирован он 25 мая 2020 года.

Вопрос:

- Просим вас разъяснить следующую ситуацию: может ли гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории РК, обучать своего ребенка дистанционно в школе Российской Федерации и не посещать организацию образования Республики Казахстан, ссылаясь на право выбора родителем формы обучения и организации образования для своего ребенка? В связи с решением спорной ситуации в суде просим дать ответ в короткие сроки.

Ответ: “В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 49 закона “Об образовании” к обязанностям родителей и иных законных представителей относится обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении. В соответствии с буквальным пониманием данной нормы закона слово “посещение” означает физическое прибытие и нахождение ребенка (выделено мной. - О. А.). Следует отметить, что законодатель использует понятие “посещение”, а не обучение.

В случае применения законодателем в вышеназванной норме закона слов “обеспечивать обучение” основным критерием для оценки действий родителей (законных представителей) было бы получение детьми образования независимо от формы его получения”.

Еще одна ремарка. В июле я брала интервью у министра образования Асхата АЙМАГАМБЕТОВА и начала именно с воп­росов о дистанционке. Министр всегда производил впечатление человека осторожного и педантичного и в тот раз не изменил себе. Как я ни пытала, он не сказал конкретно, какое именно соотношение дистанционного/очного форматов обучения в Казахстане (варианты рассматривались разные) могут принять. Но когда спросила, где должны учиться дети, Аймагамбетов был прямолинеен. Вот фрагмент того интервью.

- Дети в любом случае должны будут осваивать казахстанскую программу? Ведь сейчас на рынке множество зарубежных обучающих онлайн-платформ.

- Здесь я могу сказать однозначно: гражданин Казахстана (проживающий на территории страны) обязан учиться по казахстанской программе и получить общее среднее образование, пусть дистанционно или очно. Безусловно, эта норма ни в коем случае не касается тех случаев, когда ребенок находится за рубежом, например в Германии или Франции, со своими родителями. В таком случае, естественно, он должен там и учиться.

Что происходит сейчас?

Все, что я описала, касается постковидных времен. Что мешало Минобру организовать пресс-конференцию и обозначить свою позицию: казахстанские дети должны учиться в казахстанских школах?! Четко обосновать ее, ссылаясь на закон? И сделать это до начала нового учебного года, когда шло обсуждение поправок, или хотя бы чуть позже, когда в соцсетях (а они для чиновников инструмент измерения средней температуры по палате) все чаще стали мелькать посты вроде “я перевел ребенка в иностранную онлайн-школу”. Видимо, что-то мешало.

Теперь придется разгребать. Родители возмущены и подписывают петицию на имя президента страны, юристы готовят судебный иск к министерству. МОН себе не изменяет - молчит. Я тоже надеялась получить комментарий в Министерстве образования, ждала несколько дней. Никто из чиновников так и не нашел времени, чтобы через газету донести людям свою позицию.

Скольких людей это касается?

“Тысячи детей”, “массово переводили” - так обычно пишут в статьях про конфликт вокруг дистанционки. Летом на уже упомянутой пресс-конференции родители говорили, что в Алматы на такой форме обучения находятся около тысячи детей. Но сколько их сейчас на самом деле? Похоже, никто не знает. Чтобы перевести ребенка в иностранную школу, нужно забрать его документы из казахстанской. Когда это происходит внутри страны, мы приносим прикрепительный талон из той школы, ­в которую уходит ребенок.

Примерно то же самое и здесь. Родители предоставляют пакет документов: приказ о зачислении ученика в иностранное учебное заведение, копию разрешения этой школы на образовательную деятельность и т. д. Гражданина Казахстана зачисляют в школу (в таком случае он получает аттестат образца той страны, в которой учится), допустим, в Москве, но физически он живет в Алматы или Нур-Султане. Как подсчитать таких детей? В отчетах управлений образования они будут значиться как выбывшие на ПМЖ за рубеж - школа-то ведь не наша. И что, проверять, где живут те, кто забрал документы по причине переезда? Нереально. Сами по себе эти цифры ни о чем не говорят. Разве что сравнить их и понять, был ли значительным отток учеников по сравнению с тем же периодом прошлого года. Мне предоставили такую статистику в управлении образования Алматы.

Выбыло в другие государства (количество учеников) 2019/2020 учебный год:

1-я четверть - 475,

2-я четверть - 323,

2020/2021 учебный год:

1-я четверть - 522,

2-я четверть - 258.

Сколько семей действительно уехали из страны, а сколько лишь забрали из школы документы детей и остались здесь, непонятно. Но очевидно, что цифры сопоставимы, резких колебаний нет. Кстати, здесь уместно задать вопросы администрациям школ: почему они отпускали детей, которые переводились в такие “чужие” школы? не подозревали, что семья не собирается на ПМЖ в другую страну, а документы забирает, чтобы перевести ребенка в онлайн-школу? не знали, как правильно трактовать закон? не хотели связываться с родителями (ведь документы приходят забирать не потому, что все хорошо) и закрывали глаза? Сейчас, насколько мне известно, педагоги обзванивают родителей и просят вернуть детей за парты. Отличная тактика.

Я попыталась прояснить ситуацию с количеством учеников при помощи тех зарубежных школ, в которых учатся казах­станские дети. Написала в две популярные у нас российские дистанционные школы. Ответ пришел из одной. На вопросы, касающиеся количества учеников из Казахстана, там предпочли не отвечать. Но в целом замдиректора домашней школы “ИнтернетУрок” Ольга ХАСЯКОВА ситуацию прокомментировала:

- Конечно, мы в курсе ситуации и находимся в поиске решения, которое будет комфортным для наших учеников и их родителей и при этом не будет никоим образом противоречить законодательству Казахстана. Наши ученики живут более чем в 90 странах мира, не только в России и странах СНГ. У каждого государства свои законы, призванные охранять основные права и свободы своих граждан и собственный суверенитет. Мы же стремимся обеспечить для наших учеников качественную и доступную систему дистанционного образования.

Учитывая интерес к нашей системе со стороны семей из Казахстана, еще до нововведений в закон об образовании мы обсуждали возможность внедрения дополнительных курсов по казахскому языку, а также по истории и литературе Казахстана. Возможно, эти планы мы реализуем даже раньше, чем предполагали.

А нашему Минобру придется что-то предпринять: вернуть этих детей в казах­станские школы либо оставить в покое (один из аргументов родителей: “закон обратной силы не имеет”). Сама собой проблема не рассосется.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему

Должен ли МОН уступить родителям и отменить скандальную поправку?

- Конечно, у людей должно быть право выбора, тем более что они тратят на онлайн-образование свои, а не государственные деньги.

- С чего вдруг? Живут и зарабатывают в Казахстане, пусть и детей учат здесь.

- МОН сам заварил кашу, пусть теперь и расхлебывает.

- Раздули проблему на ровном месте, хотя она почти никого не касается.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Согласен ли ваш КСК вернуть вам ваши деньги?

- Нет, придется с ним судиться...............................................42%

- Да, нам удалось договориться..............................................2%

- Денег нет, потому что их никто не сдавал...............................8%

- Еще не определились с новой формой управления.................48%

Поделиться
Класснуть