3081

Ой, мороз, мороз

Какими будут тарифы на тепло-свет-воду в Казахстане в 2021 году?

Ой, мороз, мороз

Старые песни о главном в исполнении коммунальщиков

Тарифы на регулируемые коммунальные услуги в Казахстане не повысили с наступлением нового года, и нет никаких предпосылок для этого в ближайшее время. Так утверждают в комитете по регулированию естественных монополий (КРЕМ) Министерства национальной экономики.

Более того, в сравнении с январем прошлого года в среднем по республике тариф на водоснабжение снижен на 0,34 процента, на водоотведение - на 1,37 процента, на теплоснабжение - на 3,75 процента.

Однако квитанции за декабрь, которые получили казахстанцы в январе, многих возмутили. Почему, например, у жителей Алматы и Нур-Султана счета за отопление вышли в два-три раза больше, тем более если тариф не менялся (см. “Погода в доме”, “Время” от 16.1.2021 г.)?

Тепловики называют три причины. Первая: морозы. Нельзя сравнивать осенние затраты на теплоснабжение с зимними. К примеру, в ноябре 2020 года средняя температура наружного воздуха в Нур-Султане составляла минус 6,2 градуса по Цельсию, а в декабре 2020-го уже минус 15,78 градуса.

Вторая возможная причина завышенных цен в счетах за отопление - непроведение плановой поверки общедомового прибора учета (ОПУ). Поверка счетчика должна проходить раз в четыре года, а во многих многоэтажных домах сроки эксплуатации ОПУ истекли. Поэтому если в квитанциях жителей Нур-Султана указана сумма не по гигакалориям, а по квадратным метрам площади жилья, то это из-за не проведенной вовремя поверки счетчика.

Третья причина - несвоевременная передача тепловикам показаний ОПУ. Есть такие дома, в которых показания счетчика не передают по три-четыре месяца. Сейчас такое происходит сплошь и рядом из-за жилищной реформы. Например, в Алматы один КСК, от которого отказались жильцы, из мести обрубил под корень электрические провода в подъездах, оставив людей без освещения. Неужели таких бывших управдомов будет заботить передача показаний счетчика?

Но это еще не все причины возможного увеличения цен в квитанциях. Хотя КРЕМ на протяжении последних трех лет и ведет активную политику по сдерживанию тарифов для населения, есть факторы, на которые комитет повлиять не может. Это стоимость стратегических товаров (уголь, мазут, дизельное топливо, электрическая энергия, газ), индексация фонда оплаты труда производственного персонала, прием на баланс бесхозных сетей, аренда вагонов и расходы по приобретению материалов для железнодорожных путей.

Они всегда хотят больше

С 2015 года действует тарифная политика по принятию предельных и долгосрочных тарифов на пять лет и более.

Однако поставщики комуслуг могут подавать заявку на повышение своего тарифа ежегодно, при этом должны его обосновать. По информации КРЕМ, у 254 монополистов по Казахстану срок завершения предельных тарифов приходится на 2020-2023 годы. В прошлом году с заявками в комитет обратились 66 поставщиков комуслуг. Однако им отказали. Поэтому повышения и не произошло.

Монополисты постоянно требуют повышения тарифов, однако сами нередко нарушают права потребителей. За 2020 год вынесено 412 постановлений по делам об административных правонарушениях, наложено штрафов в размере 1,11 млрд тенге, из них в доход государства взыскано 429,8 млн тенге. За год общее количество гражданских дел составило 267 (рассмотрены в пользу КРЕМ - 173, не в пользу КРЕМ 35, прекращены 18 дел, остальные на рассмотрении).

Как общество может влиять на тарифы

В последнее время растет влияние общественности на решения властей. Теперь мы наблюдаем это и в сфере ЖКХ. Например, в Алматы в прошлом году образовалась группа из представителей гражданского общества, которая всерьез заинтересовалась, как формируются тарифы на ком­услуги для населения. После нескольких встреч с монополистами и чиновниками по приказу руководителя управления энергоэффективности и инфраструктурного развития города 16 марта была создана рабочая группа по выработке предложений и мониторингу тарифообразования.

После изучения участниками этой группы документов энергопередающей компании АО “Алатау Жарык Компаниясы” и их критики местный департамент комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ) не допустил одномоментного повышения тарифа на электроэнергию на 10 процентов. Кроме того, ведомство обратило внимание и на письмо “АлматыЭнергоСбыта” (поставщик электроэнергии) об изменении структуры цены, которое эти же общественники получили и выложили в соцсети. Тарифный регулятор направил поставщику свое письмо с требованием снизить предельный уровень цены на услуги энергоснабжения.

И вот результат: в минувший понедельник появилась информация о том, что с 1 февраля 2021 года ДКРЕМ по Алматы снижает тариф на электроснабжение для населения на 1,5 процента - с 17,12 тенге за киловатт без НДС до 16,86 тенге за киловатт без НДС, для юридических лиц - на 1,2 процента - с 18,47 тенге за киловатт без НДС до 18,25 тенге за киловатт без НДС. Этого удалось добиться в связи со снижением тарифов на передачу и балансировку электроэнергии. Экономия для населения теперь составит 554 миллиона тенге в год, для юридических лиц - 820 миллионов тенге.

Временный компенсирующий тариф - что это такое?

Ежегодно тарифный регулятор проводит анализ исполнения тарифных смет и инвестиционных программ монополистов. Если при проверке коммунальных служб выявляют превышение тарифа, нецелевое использование средств амортизационных отчислений, неисполнение мероприятий инвестиционной программы (реконструкция, модернизация, обновление основных средств, капитальный ремонт), то надзорный орган назначает временный компенсирующий тариф, то есть фактически потребителям возвращают часть оплаченных денег, потраченных с нарушениями. Кстати, инвестпрограмма уже заложена в тарифе, по которому платят потребители.

Введение временных компенсирующих тарифов и стало причиной снижения цен на коммунальные услуги. По результатам анализа отчетов в 2020 году КРЕМ ввел временные компенсирующие тарифы в сферах ЖКХ во всех регионах на общую сумму 14,5 млрд тенге.

Задолжали

По данным акиматов регионов, в январе этого года дебиторская задолженность потребителей за коммунальные услуги в общей сложности составила 14,4 млрд тенге. Это на 1,3 млрд тенге больше, чем в январе прошлого года. Антирейтинг неплательщиков возглавил Алматы - 2,8 млрд тенге. На втором месте Шымкент, жители которого задолжали за комуслуги 2,3 млрд тенге.

Сумма долга в Нур-Султане - 1,9 млрд тенге, в Западно-Казахстанской и Мангистауской областях - по 1,3 млрд тенге.

В то же время отмечается снижение дебиторской задолженности в Кызылординской (на 103 млн тенге), Мангистауской (на 229 млн тенге) областях и в Нур-Султане (на 203 млн тенге). Информацией о должниках с нами поделились в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития.

Работа по взысканию долгов ведется привычным способом: через суд. Но сначала уведомления о долге и предстоящих разбирательствах в случае его непогашения раздают сотрудники коммунальных служб во время поквартирного обхода.

Между тем в 2020 году, в период чрезвычайного положения в стране, населению была оказана государственная поддержка - компенсация оплаты за коммунальные услуги. Более 804 тысяч человек получили помощь от государства на сумму более 23 млрд тенге.

Компенсирующие тарифы введены…

…на услуги теплоснабжения:

- в Туркестанской области (ГКП “Жылу”) 2387,73 вместо 4879,78 тенге/Гкал с 1.11.2020 г. по 31.10.2023 г.;

- в Жамбылской области (АО “Таразэнергоцентр”) 2535,65 вместо 2612,02 тенге/Гкал с 1.11.2020 г. по 31.10.2021 г.;

- в Алматинской области (ГКП “Талдыкоргантеплосервис”) 2988,15 вместо 3028,73 тенге/Гкал с 1.10.2020 г. по 30.9.2021 г.;

- в Кызылординской области (ГКП “Кызыл­ордатеплоэлектроцентр”) 2499,96 вместо 2530,71 тенге/Гкал с 1.9.2020 г. по 31.8.2021 г.;

- в ЗКО (АО “Жайыктеплоэнерго”) 3680,45 вместо 3712,17 тенге/Гкал с 1.9.2020 г. по 31.8.2021 г.;

- в Актюбинской области (АО Aqtobe su-energy group) 2758,57 вместо 2759,57 тенге/Гкал с 1.8.2020 г. по 31.7.2021 г.

…на услуги водоснабжения:

- в Кызылординской области (ГКП “Кызыл­орда су жуйеси”) 40,11 вместо 40,72 тенге/м3 с 1.9.2020 г. по 31.8.2021 г.;

- в Костанайской области (ГКП “Костанай-Су”) 68,36 вместо 68,55 тенге/м3 с 1.9.2020 г. по 31.8.2021 г.;

- в Карагандинской области (ТОО “Караганды Су”) 87,89 вместо 90,39 тенге/м3 с 1.10.2020 г. по 30.9.2021 г.;

- в Акмолинской области (ГКП на ПХВ “Кокшетау Су Арнасы”) 70,38 вместо 70,55 тенге/м3 с 1.10.2020 г. по 30.9.2021 г.

… на услуги водоотведения (канализации):

- в Кызылординской области (ГКП “Кызыл­орда су жуйеси”) 42,39 вместо 43,59 тенге/м3 с 1.9.2020 г. по 31.8.2021 г.;

- в Карагандинской области (ТОО “Караганды Су”) 80,31 вместо 81,05 тенге/м3 с 1.10.2020 г. по 30.9.2021 г.;

- в Алматы (ГКП на ПХВ “Алматы су”) 23,00 вместо 23,10 тенге/м3 с 1.11.2020 г. по 31.10.2021 г.;

- в Костанайской области (ГКП “Костанай-Су”) 54,96 вместо 55,00 тенге/м3 с 1.9.2020 г. по 31.8.2021 г.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть