1573

Судьба-злодейка

175 человек вместо положенных по нормам 160 перезимуют в центре временной адаптации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Шымкента. Это так длинно и официально называется государственное учреждение, которое в народе именуют просто бомжатником. Но последнее определение к нему явно мало подходит. Постояльцы считают центр вторым домом, а персонал, который за ними ухаживает, - своей семьей.

Судьба-злодейка

Мимо беспомощного инвалида, который ночевал на скамейке возле одной из многоэтажек Шымкента по улице Гагарина, не смогли пройти неравнодушные люди. На улице мороз. Мужчина, устроившийся на ночлег на лавочке, просто укрылся куском поли­этилена, а инвалидная коляска стояла рядом. Прохожие позвонили в полицию. Участковый инспектор УДП Абайского РОВД Алгебулан АЛГАБАЙ выехал на место и, заметив, что мужчине необходима медицинская помощь, вызвал “скорую”. На ней доставили инвалида в больницу, провели медицинский осмотр, а потом отвезли в центр социальной адаптации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

И таких людей, кому негде переночевать, становится все больше и больше. Только за неделю, когда проводилась операция “Бродяга”, в центр временной адаптации были доставлены 68 граждан. А всего с начала года стражи порядка привезли в приют 92 человека. Кто-то остался в центре, кто-то ушел. Учреждение из-за карантина сейчас имеет статус закрытого, но силой здесь никого не удерживают. Если постоялец желает жить по устоявшейся традиции бродяжничества, то его отпускают.

В центре временной адаптации и обогреют, и подлечат, и накормят...

Но с наступлением холодов таких людей все меньше. В этом году зима в Шымкент пришла в конце ноября. Столбики термометра даже днем уверенно опускаются ниже нуля.

- У наших подопечных разные судьбы. Но самое страшное в том, что у большинства из них есть вполне благополучные дети и внуки. Только часть постояльцев привозят полицейские, много и тех, кого оставляют на наше попечение родные люди. Сейчас в центре находится мужчина, у которого сын живет в Германии, а его отец вот так доживает свои последние дни, - рассказывает заместитель директора по социальным вопросам Нуржан ТУЛЕГЕНОВ.

И как-то даже поэтически называет пребывание в бомжатнике конечной станцией поездки на поезде жизненного пути. Звучит как статус для соцсетей, но истории постояльцев тому подтверждение.

Яркий тому пример судьба Лидии Ивановны БУХОЛЬТОВОЙ, которая с небольшими перерывами живет здесь уже два года. 

Лидия Ивановны БУХОЛЬТОВА.

По профессии женщина - крановщик. Родилась в Алматы. Много работала на стройках, возводила жилые дома. Ее стараниями многие алматинцы в свое время отметили новоселье. А вот сама она осталась без крыши над головой в силу обстоятельств. Как оказалась в Шымкенте и по каким причинам, говорить не хочет, точнее, ссылается на амнезию. Утверждает, что родных и родственников у нее нет. А своей семьей считает медсестер и сотрудниц центра, которые называют ее просто бабушкой Лидой, а она их - доченьками.

Центр адаптации сегодня - это не просто здание, в котором людей, оставшихся без крова над головой, накормят и спать уложат. Здесь действует целая система реабилитации.

Есть в штате учреждения юрист, который помогает в восстановлении утерянных документов, права на получение пенсий и пособий, собирает бумаги, чтобы определить на постоянное место жительства в дом престарелых, а тех, кто помоложе, трудоустроить. 12 медсестер оказывают помощь больным.

По словам Нуржана Тулегенова, мужчин в центре на порядок больше, чем женщин, встречаются и молодые. Есть наркоманы и люди с психическими отклонениями. Таких после подтверждения их диагноза специалистами определяют в специализированные клиники.

Судьба 30-летнего Николая печальна. Воспитывался в детском доме, после тяжелой травмы оказался в клинике для душевнобольных. Но шизофреником себя не считает и очень надеется на то, что встретит свою вторую половину.

- Я не шизофреник, я хочу нормальной жизни. 10 лет назад меня сбила машина, когда я работал на стройке. Обязательно найду силы, чтобы создать семью, - мечтает Николай.

Может, поэтому он не хочет фотографироваться. Верит в то, что все в его судьбе изменится и эта страница его жизни в центре будет перевернута раз и навсегда.

Из центра никого не выгоняют. Правда, требуют неукоснительно соблюдать правила внутреннего распорядка. Те, кто не мыслит жизни без алкоголя, как правило, сами сбегают. Возвращаются на улицу, в теплотрассы, подвалы и колодцы. Бывает, что просто хотят свободы, жизни без правил.

Дважды от автобусной остановки “Стадион “Спартак” в центр увозили инвалида, который зарабатывал тем, что играл на губной гармошке. Но старик привык к бродяжничеству и жить здесь не хочет.

- У нас при норме 160 человек находятся 175. Естественно, что бывают сложности с инвентарем. Бывает кроватями, постельными принадлежностями нас выручает дом престарелых. И еще важно уточнить, что по нормативам в наши обязанности не входит обеспечивать постояльцев верхней одеждой, - поясняет Нуржан Тулегенов. - Но очень активно помогают волонтеры, представители различных конфессий. Они привозят вещи, которые горожане оставляют для нуждающихся при храмах.

С обитателями приюта работают психологи. Трудно представить, но даже здесь проводят тренинги, на которых людям дают возможность высказаться, поведать о своих проблемах и даже потанцевать.

...после чего и станцевать не грех.

- Наша задача - помочь тем, кто попал в наш центр, вернуться к нормальной жизни. Социализироваться. В конце концов просто почувствовать, что они кому-то нужны. Дать шанс не ставить на себе крест, - продолжает Нуржан Тулегенов.

- Неужели все так хорошо, что нет проблем? - спрашиваю у него.

- Конечно, есть. Очень хотелось бы поменять часть мебели, иметь резерв кроватей и питания на тот случай, когда в центре людей больше, чем по норме. Хотелось бы открыть специализированный кабинет релаксации. С такими предложениями мы и вышли в собес. Надеемся, что решим часть из них, - отвечает заместитель директора.

Многие из постояльцев центра, по его словам, поступают на стадии последнего вздоха. И так важно, чтобы последние дни людей без определенного места жительства были скрашены заботой и вниманием.

Ирина КАЗОРИНА, фото автора и предоставлено департаментом полиции, Шымкент

Поделиться
Класснуть