Раскроем карты
Глава Минэкологии считает, что оставлять национальные парки в нынешнем состоянии нельзя
В рамках IX Гражданского форума состоялась онлайн-встреча главы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Магзума МИРЗАГАЛИЕВА с общественностью, в ходе которой он рассказал о работе над новым Экологическим кодексом. Он также сообщил, что в этом году министерство провело ряд встреч с представителями неправительственных организаций, экоактивистами и просто с неравнодушными гражданами, по итогам которых были утверждены “Дорожные карты” по улучшению экологической ситуации в разных регионах страны.
- Хочу отметить, что “Дорожные карты” разработаны вами, - сказал Магзум Мирзагалиев, обращаясь к участникам встречи. - В них предусмотрены мероприятия по дальнейшей газификации, переводу общественного транспорта на газовое топливо, озеленению городов, экологизации крупных предприятий, энергетических станций и так далее... Хочу отметить, что на этой неделе данные карты были презентованы на заседании правительства, и перед каждым акимом региона были поставлены необходимые задачи. Это безусловное выполнение всех запланированных мер, прописанных в наших 17 “Дорожных картах”, а также регулярные отчеты перед населением о проделанной работе.
После того как министр закончил свой доклад, на него обрушился шквал вопросов. Людей интересовали как конкретные проблемы, так и общие вопросы. Например, председатель правления фонда “Жасыл арыстан” Гульнар ЕРЕЖЕПОВА подняла вопрос сокращения количества пластиковых отходов.
- С января 2019 года есть запрет на ввоз пластика на мусорные полигоны, - сказала она. - Как регулируется эта норма?
- Вы подняли очень серьезную проблему, - отметил министр. - С 2019 года ограничили, но привело ли это к тому, что пластик перестали захоранивать? Объективно - нет, не привело. Потому что у нас сегодня полигонов или мусоросортировочных линий в стране недостаточно. Мы через ужесточение законодательства, через госконтроль данный вопрос пытаемся регулировать и доводить до правильного и цивилизованного уровня.
Что касается борьбы с пластиковыми отходами, то, по словам министра, его ведомство видит выход во внедрении технологии Waste Energy.
- То есть мусор собирается, на заводах ставится первичная сортировка, пластик отбирается, а все остальное идет на сжигание, - пояснил он. - Шесть регионов - пилотно, потом мы будем продолжать это делать по всей стране.
Руководитель Фонда сохранения биоразнообразия Асылхан АСЫЛБЕКОВ поинтересовался, почему до сих пор не принята разработанная несколько лет назад концепция сохранения и устойчивого развития биоразнообразия до 2030 года.
- Действительно, затянули дальше некуда, - признал Магзум Мирзагалиев. - Должен отметить, что благодаря вашей активности и активности других экоактивистов этот вопрос начал двигаться. Примем концепцию в ближайшее время. Сейчас она прошла обсуждение с остальными госорганами, в ближайшие месяц-полтора мы планируем вынести концепцию на рассмотрение заседания правительства.
Руководитель Казахстанской ассоциации природопользователей для устойчивого развития Галина АРТЮХИНА подняла вопрос сохранности особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которые Минэкологии хотело исключить из списка объектов, которые не подлежат передаче для государственно-частного партнерства. Проект соответствующих изменений в постановление правительства был опубликован в начале ноября в разделе “Открытые НПА” на портале электронного правительства egov.kz, но позже его убрали сами авторы.
- У нас на сегодняшний день порядка 11 процентов территории относится к ООПТ, - поведал министр. - По стандартам ООПТ должны составлять около 12 процентов - это индикатор, к которому мы стараемся стремиться. Законодательство по ООПТ очень жесткое, и там игра с землями невозможна.
Однако участница движения “Защитим Кок-Жайлау” Елена ЕРЗАКОВИЧ считает, что правительству нужно вообще отказаться от идеи передавать земли ООПТ для государственно-частного партнерства.
- С осени мы бьем тревогу по новым трендам, когда за счет тематики экотуризма началось фактически экономическое освоение ООПТ - при том, что не решены проблемы со всеми старыми договорами аренды на 49 лет, - отметила она. - Мы сформировали целый пакет предложений и петицию, которую подписали более четырех тысяч человек, но на все наши письма мы пока получаем ответ - нецелесообразно. Поэтому у меня вопрос: с чем связаны все эти новые тренды, когда впереди защиты биоразнообразия вдруг встало экономическое освоение территории?
- Мы не должны оппонировать друг другу, потому что и вы, и мы преследуем одну задачу, - сказал в ответ министр. - Это сохранение наших национальных парков, во-первых, в цивилизованной форме, во-вторых, чтобы они свою природную функцию выполняли. Думаю, вы согласитесь, что тот туризм, который мы видим, не имеет ничего общего с цивилизованным туризмом. Каждый год количество туристов, посещающих национальные парки, растет, но инфраструктуры там практически нет. И нам необходимо ее создавать, хотим мы этого или нет.
Мадина АИМБЕТОВА, фото с сайта vlast.kz, Алматы