6824

Холодная война

Алматинский ветеран-“афганец” Александр ШУЛЬГА вот уже почти 10 лет борется с владельцем и арендаторами расположенной вплотную к его забору автомойки. В 2008 году прежний хозяин участка изменил его целевое назначение с жилого дома на автомойку и кафе, которые были введены в эксплуатацию в 2011 году. Практически сразу после этого он продал комплекс Мурату АЙЖАНОВУ, и с тех пор, говорит Александр, спокойная жизнь для его семьи закончилась.

Холодная война
Александр Шульга: моему соседству не позавидуешь...

Шум оборудования, выхлопные газы ждущих своей очереди авто, текущая по улице грязная вода, доносящаяся из машин и расположенного на втором этаже кафе громкая музыка, разборки между посетителями в ночное время и прочие прелести соседства с подобным заведением стали постоянным явлением.

Шульга не раз обращался по этому поводу в различные инстанции, и не раз госорганы выявляли нарушения в работе автомойки. Например, в 2016 году сотрудники Алматинского департамента экологии по заявлению ветерана провели внеплановую проверку деятельности предприятия и выявили отсутствие заключения государственной экологической экспертизы и разрешения на эмиссии в окружающую среду. За это предпринимателя оштрафовали на 127 260 тенге, а также выдали предписание по устранению выявленных нарушений.

Однако он это предписание не исполнил, и в феврале 2017 года специализированный межрайонный экономический суд, удовлетворив исковые требования департамента экологии, приостановил деятельность комплекса. Тем не менее автомойка продолжала функционировать, и в июле того же года судебные исполнители по Турксибскому району повторно приостановили ее деятельность.

В 2018 году история повторилась: теперь уже сотрудники департамента юстиции выехали на объект по заявлению Шульги и, выяснив, что комплекс работает, снова его закрыли, оштрафовав арендатора. А в 2019 году владелец комплекса все-таки получил положительное заключение гос­экспертизы и разрешение на эмиссии, после чего на легальной основе возобновил свою деятельность.

Нарушения в работе комплекса в 2017 году также выявила Балхаш-Алакольская бассейновая инспекция, установившая, что на автомойке не работает система оборотного повторного водоснабжения, а также отсутствует фильтрационный блок. За это на предпринимателя был наложен штраф в размере 45 380 тенге и выдано предписание об устранении нарушений. Правда, проверить его исполнение инспекторы не смогли, так как автомойка была закрыта по решению суда.

Кроме того, в 2019 году отдел по чрезвычайным ситуациям Турк­сибского района, проведя по заявлению ветерана проверку, установил: проем между автомойкой и домом Шульги составляет всего три метра, что является нарушением требований пожарной безопасности, поскольку такое расстояние должно быть не менее восьми метров. Владельцу комплекса выдали предписание об устранении нарушения, которое он не выполнил, в связи с чем чеэсники возбудили против него дело об административном правонарушении. В итоге в сентябре прошлого года предпринимателя оштрафовали на 252 500 тенге.

Тем временем Шульга вроде бы договорился с владельцем комплекса, что тот выкупит у него дом с участком. Предприниматель даже дал ветерану задаток, но сделка так и не состоялась. В итоге “афганец” подал в суд на оппонента, а также на городские управления градостроительного контроля и земельных отношений, департамент экологии и ряд других ведомств, куда он обращался с жалобами. В своем исковом заявлении Шульга просил признать незаконным акт приемочной комиссии о вводе комплекса в эксплуатацию, снести его и взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 8 млн тенге.

Бизнесмен подал встречный иск о признании недействительным обязательства о покупке дома и возврате задатка. В суде Айжанов заявил, что Шульга много лет третирует его жалобами в различные инстанции и не дает спокойно жить и работать. Что касается договоренности о выкупе дома, то он якобы заключил ее под давлением и только для того, чтобы унять соседа. Причем на невыгодных для себя условиях: в случае, если сделка не состоится, он обещал закрыть автомойку и выплатить неустойку в размере 100 МРП.

В итоге Турксибский районный суд отказал Шульге в удовлетворении его исковых требований, а требования предпринимателя, наоборот, удовлетворил. Ветерану пришлось вернуть задаток.

Тот судебный процесс еще больше обострил отношения между соседями, причем этому немало способствовала адвокат предпринимателя, усомнившаяся в боевом прошлом Шульги. Александр обратился в суд с заявлением о клевете, но получил отказ. Однако Шульга действительно воевал в Афганистане, что подтверждают предоставленные им газете “Время” документы.

В 2020 году Алматинский городской суд, рассмотрев апелляционную жалобу Шульги на решение Турксибского райсуда, оставил его без изменений. Тем не менее ветеран не сдается. Сейчас он готовит кассационную жалобу в Верховный суд и надеется, что тот вынесет справедливое решение.

- Нормально жить тут невозможно, - вздыхает ветеран. - Это соседство жену до слез доводит... Какие еще меры можно предпринять? Что я могу еще сделать? Может, хоть Верховный суд разберется…

Ситуацию прокомментировал член Ассамблеи народа Казахстана и политсовета Nur Otan Абу-Касим ХАЖАЛИЕВ, к которому Александр Шульга обратился за помощью:

- Я всю жизнь занимался строительством и знаю, что такое СНиПы. Знаю, где и на каком расстоянии, в каком регионе и что можно строить. Но то, что здесь поставлено, - это нарушение всех норм, всех СниПов! Но для суда они, оказывается, не указ. У них свой закон. Я в управлении градостроительного контроля был, разговаривал с руководством. Они говорят: мораторий, не имеем права проверять. Я им говорю: а вы подпункты читайте, кого можно проверять, а кого нет. Если все нормально, безопасно, то не имеете права проверять. Но если объект опасный для здоровья и окружающей среды, то имеете полное право прийти и проверить. Ноль эмоций. Единственно, кто серьезно относился к этой ситуации, это отдел по ЧС и департамент экологии. Но чеэсники говорят: мы не имеем права закрыть объект, можем лишь штрафовать. Но предприниматель платит штрафы и работает дальше. А департамент экологии реагировал до тех пор, пока владелец комплекса не получил разрешение. В общем, получается замкнутый круг.

Подобных историй, когда простые граждане противостоят бизнесменам, открывающим предприятия в жилых зонах, в каждом городе нашей страны пруд пруди. При этом чаще всего победителями из этой борьбы выходят предприниматели, которые, понятное дело, государству интереснее с точки зрения создания рабочих мест и налогов. Как же соблюсти паритет между интересами рядовых казахстанцев и бизнесменов?

Мы постараемся проследить, чем же закончится эта затянувшаяся холодная война.

Мадина АИМБЕТОВА, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть