Судебный прогресс
Секретариат Совета Европы положительно оценил открытость и качество сотрудничества казахстанской стороны в рамках деятельности CEPEJ (Европейская комиссия по эффективности правосудия). При этом один из авторитетнейших органов СЕ в этой сфере учел, что наша страна столкнулась с ограничениями и сложностями, вызванными пандемией COVID-19. Некоторые подробности отчета указанной комиссии сообщил и прокомментировал “Времени” судья Верховного суда республики Аслан ТУКИЕВ.
Отчет рассматривает судебные системы по таким параметрам, как основные количественные показатели функционирования судебной системы, бюджет, информационные коммуникационные технологии, эффективность и т. д.
Надо отметить, что по большинству показателей судебная система Казахстана занимает достойное место среди участников рейтинга.
Во-первых, отметим показатель среднего срока рассмотрения дел. По гражданским и экономическим спорам он составляет 32 дня, тогда как в России - 50 дней, в Азербайджане - 51, на Украине - 128, в Германии - 219, во Франции - 420, в Италии - 527 дней. Среднеевропейское значение - 201 день, то есть в Казахстане соответствующие дела рассматриваются в шесть раз быстрее.
При этом аналогичный показатель по уголовным делам в нашей стране составляет 8 дней против 72 в Азербайджане, 270 на Украине, 361 дня в Италии. Среднеевропейский уровень - 122 дня.
Примечательно, что в рассматриваемом отчете впервые исследована эффективность применения судами современных информационно-коммуникационных технологий. Казахстан с первого раза получил 9,23 балла. Более высокие только у трех стран из 45 участвующих: у Латвии (9,79), Эстонии и Португалии (по 9,25).
Среди стран Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС) после Казахстана следует РФ с 8,8 балла, Армения - 2,78 балла.
Этот показатель у Азербайджана составляет 6,79, у Украины - 3,95, ФРГ - 8,3, Франции - 5,19, Италии - 6,42 балла. Средний балл - 6,11.
Указанный показатель состоит из нескольких компонентов, по которым у Казахстана также стабильно высокие показатели.
Так, по уровню коммуникаций в судах по гражданским делам республика получила 10,4 балла, что почти вдвое выше среднеевропейского балла (5,8). Азербайджан получил 8, Россия - 9,2, Украина - 5,4. Германия, Франция и Италия получили 9,8, 1,9 и 7,9 балла соответственно.
По индексу рассмотрения дел и судопроизводства у нашей страны 9,1 балла при среднеевропейском показателе 7,5. У Азербайджана, России и Украины - 7,3, 9,1 и 4,3 соответственно. У Германии - 6,5, Франции - 7,73, Италии - 8,05 балла.
Высокий уровень проникновения IT во все сферы отправления правосудия в Казахстане позволил судебной системе надлежащим образом отработать в период пандемии, практически полностью перевести заседания в онлайн-формат. Если до введения режима ЧП в Казахстане дистанционно проводилось не более 150 судебных процессов в день, то уже к началу мая - 4500, то есть 99 процентов судебных заседаний. К слову, во многих других странах судебная система приостановила свою деятельность на долгие месяцы.
Другим важным показателем эффективности судебных систем, согласно отчету CEPEJ, является “процент рассмотренных дел” (соотношение между количеством дел, поступивших в суды в течение рассматриваемого периода, и количеством дел, рассмотренных судами за указанный период).
В Казахстане этот показатель по гражданским и коммерческим спорам составляет 98 процентов, при том что средний европейский показатель - 100 процентов. Для сравнения: в Грузии - 91, на Украине - 97, в Азербайджане - 99, ФРГ - 97, РФ - 100.
По проценту рассмотренных уголовных дел в первой инстанции Казахстан получил 100, на таком же уровне Азербайджан и Франция, у Украины 85, Италии - 98,4. Средний по Европе показатель - 99 процентов.
При этом секретариат CEPEJ отмечает, что в Казахстане нет дел, находящихся в судебном производстве два и более года, что свидетельствует об отсутствии волокиты при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел. В частности, по состоянию на 1 января 2019 года в производстве судов нашей страны находилось 3341 дело, в Азербайджане - 5 803, на Украине - 34 306, в Италии - 363 503, во Франции - 310 011. Средний показатель по Европе - 40 882 дела.
Международные эксперты обратили внимание и на другие различные аспекты функционирования судов - как количественные, так и качественные.
Они отмечают высокую степень специализации казахстанских судов. Соотношение специализированных судов первой инстанции к общему количеству судов этой инстанции в Казахстане - 32,7 процента при среднеевропейском показателе 26,7. Так, к примеру, во Франции - 89,7, ФРГ - 24,5, в Италии - 30,9. В постсоветских странах этот показатель колеблется в пределах от 7,8 (Украина) до 17,3 (Азербайджан).
При этом в Казахстане в 2018 году насчитывалось в общей сложности 2434 судьи, или 13 на 100 000 жителей. В РФ больше - 15 на 100 000 человек, на Украине тоже 13, в Азербайджане - 5,7. В странах Европы на 100 000 жителей приходится от 10 до 30 судей. То есть средний показатель 21,4. Для сравнения: в ФРГ - 24,5, во Франции - 10,9, в Италии - 11,6.
80 процентов казахстанских биев являются судьями первой инстанции. В апелляции трудятся 17 процентов, и только 3 процента - в кассационной инстанции. Такое распределение судей свидетельствует об акценте на первую инстанцию. И этим мы отличаемся от практики многих стран СНГ и Европы.
В среднем распределение судей по инстанциям в странах СНГ и Европы выглядит так: до 80 процентов - судьи первой инстанции, около 20 процентов - апелляции и от 2 до 10 процентов - судьи высшей инстанции.
Еще одним важным индикатором работы судебных систем стран-участниц в опроснике CEPEJ указано их финансирование.
Бюджет всей судебной системы Казахстана в перерасчете на одного жителя составляет 8 евро, при этом только на суды (при аналогичном перерасчете) - 4,5 евро соответственно (здесь и далее суммы указаны на 1 января 2019 г.). Сравним с некоторыми странами СНГ: в Азербайджане только на суды - 5,1 евро (2/3 от всего судебного бюджета), в России и на Украине - 20,6 (3/4) и 9,4 (тоже 2/3) евро соответственно. Средний показатель по Европе - 40,8 евро на суды при среднем бюджете системы правосудия 61,3 евро в перерасчете на одного жителя. Очевидно, что в разрезе сравниваемых стран у нас самый низкий показатель.
При этом поступления в бюджет от судебных сборов и пошлин в Казахстане 66 557 799 евро в год, в Азербайджане - 1 780 722, в РФ - 497 281 829, на Украине - 114 509 600 евро. В европейских странах: 4 322 388 298 евро в ФРГ, 29 902 926 - во Франции, 464 172 751 - в Италии, 58 121 218 - в Дании, 37 321 000 евро - в Испании.
Приведенные цифры свидетельствуют о высокой степени экономичности судебной системы Казахстана. То есть при меньшем количестве судей и меньшем бюджете судебная система Казахстана, скажем так, более выгодна для госбюджета в сравнении со многими другими.
При этом в 2018 году годовая заработная плата казахстанских судей в начале их карьеры составляла 6657 евро и была одной из самых малых среди стран - участниц европейского рейтинга. Следом - по нарастающей - в рейтинге Молдавия (8502 евро), Сербия (9733), Армения (10 878), Албания (11 943), Азербайджан (12 014), Грузия (12 065) Черногория (12 852), Украина (12 958), Северная Македония (14 390), РФ (14 804 евро). В Германии, Франции и Италии начинающие судьи стартуют в зарплатах с 37 908, 37 673 и 34 758 евро соответственно.
Для сравнения “затратности” судебных процедур (суммы судебных сборов и пошлин) используется иск с суммой 3000 евро. Для такого дела пошлина (затраты) в Казахстане составляет 30 евро, РФ - 76, Азербайджане - 16, на Украине - 30 евро, в Германии - 324 евро, Италии - 98. Самая маленькая пошлина уплачивается в Азербайджане -16 евро, самая большая в Швейцарии - 646 евро.
Как видно из отчета, отечественная судебная система показала себя более технологичной при сравнительно маленьких затратах как среди стран Европы, так и среди стран СНГ, участвующих в данном рейтинге.
В целом первый опыт участия в данном проекте очень полезен для Казахстана. В нашей стране достаточно развитая судебная система, которая по определенным показателям даже опережает страны Европы.
Необходимо отметить, что данные предоставлены по состоянию на 2018 год. За это время суды республики претерпели большие изменения. Были проведены глобальные реформы правосудия, которые затронули судопроизводство, усилили судебную независимость, углубили проникновение информационных технологий в судебную деятельность и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод, что казахстанская судебная система не стоит на месте и продолжает совершенствоваться для достижения справедливого и доступного правосудия. А участие Казахстана в таких международных проектах, как периодический отчет CEPEJ, выступает критерием, помогающим определить направление в дальнейшей работе.
Для справки
- Представленный отчет Европейской комиссии по эффективности правосудия (CEPEJ) охватывает 2018-2020 гг., опубликован 22 октября этого года.
- CEPEJ была создана в целях повышения эффективности функционирования системы правосудия государств - членов Совета Европы и реализации международно-правовых документов СЕ, касающихся эффективности и справедливости отправления правосудия на европейском пространстве.
- Участниками отчета CEPEJ являются 47 государств (45 государств - членов СЕ, кроме Лихтенштейна и Сан-Марино, и три наблюдателя: Израиль, Марокко и Казахстан). Наша страна приобрела статус наблюдателя с 2018 года.
Подготовил Надиль РАХМЕТОВ, фото с сайта zakon.kz, Алматы