Надо что-то менять
Общественность предложила внести в законодательство ряд изменений в целях защиты национальных парков
На днях инициативная группа “Защитим Кок-Жайлау” провела онлайн-конференцию, в ходе которой обсуждались юридические аспекты экологического туризма и передачи в аренду земель национальных парков.
Председатель экологического общества “Зеленое спасение” Сергей КУРАТОВ поднял вопрос оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая согласно Экологическому кодексу обязательна для любых видов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.
Эколог рассказал, что прошлым летом “Зеленое спасение” обратилось в комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов с просьбой предоставить экологическую информацию о строительстве визит-центра в ущелье Аюсай, а также ОВОС, заключение государственной экологической экспертизы на проект и проектно-сметную документацию. Объект этот, напомним, возводится в рамках проекта по развитию экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке, который реализует ТОО “Туранга груп” - компания, получившая в долгосрочное пользование более 30 земельных участков.
Запрашиваемые сведения “Зеленое спасение” не получило. Поэтому организация обратилась в суд с заявлением о признании непредоставления информации незаконным действием и обязывании ответчика предоставить ее, а также копии требуемых документов (см. “Припарка от “зеленых”, “Время” от 26.8.2020 г.).
В ходе судебного процесса, проходившего в конце августа - начале сентября в онлайн-режиме в специализированном межрайонном экономическом суде Алматы, ответчик заявил, что ОВОС в данном случае не нужна, так как это не предусмотрено законом “Об особо охраняемых природных территориях” и правилами осуществления туристской и рекреационной деятельности. Он также утверждал, что в данный момент ведется не строительство, а лишь подготовка к нему. А когда оно начнется, то все необходимые документы будут получены (на самом деле к тому времени конструкция была уже почти готова).
Экологи с такой позицией были категорически не согласны, так как по иерархии нормативных актов кодекс стоит выше закона. Что касается второго аргумента, то Экокодекс гласит, что без ОВОС запрещается даже разработка проекта. Но у суда было иное мнение, и в итоге “Зеленому спасению” отказали в удовлетворении его заявления.
И хотя Сергей Куратов считает это решение неправомерным, он предлагает внести в закон “Об особо охраняемых природных территориях” (ООПТ) и правила осуществления туристской и рекреационной деятельности изменения, предусматривающие необходимость ОВОС, дабы в будущем избежать подобных ситуаций.
- Нужно вписать принцип о том, что ОВОС на землях ООПТ проводится для любых видов планируемой хозяйственной и иной деятельности без исключений, - говорит он. - На это можно возразить, что существует Экокодекс, где это прописано, но во время суда представители комитета лесного хозяйства и животного мира, а также нацпарка неоднократно говорили, что исполняют только закон об ООПТ, где про ОВОС не упоминается. В правилах осуществления туристской и рекреационной деятельности тоже не упоминается. Кроме того, в законе об ООПТ ничего не сказано о том, что есть ООПТ, которые уже включены в международные нормативные акты (например, список Всемирного наследия ЮНЕСКО. - М. А.). Тем более эти ООПТ должны подвергаться процедуре ОВОС. И не только те, которые включены в международные документы, но и те, которые включены в предварительные списки. Об этом говорится, в частности, в Конвенции о всемирном наследии. Странам оказывают помощь, чтобы обеспечить защиту номинаций. Ну и, естественно, ОВОС должна проводиться в случае как крупномасштабного строительства, так и мелкомасштабного. Например, проект установки урн. На первый взгляд мелкий проект. Но вот к чему отсутствие ОВОС привело в национальных парках. Иссыкское ущелье, Тургенское ущелье, Алмарасан - везде возле урн валяется мусор. О каком экотуризме можно говорить, если там элементарные свалки?!
В ходе конференции юристы Вера ВОРОНОВА и Талант РАМАЗАНОВ тоже предложили ряд поправок в правила осуществления туристской и рекреационной деятельности. В частности, ввести понятие “экологический туризм” для разграничения экотуризма и других видов туристической деятельности. Кроме того, предлагается закрепить понятие “рекреационная нагрузка”, чтобы она учитывалась при разработке различных проектов. Следующий момент - установление на территории нацпарков сервитутов (ограниченное право пользования чужой собственностью).
- В некоторых национальных парках блокирован доступ к каким-то пешеходным тропам, местам, которые на протяжении 30-40 лет и более туристы посещали, а с какого-то периода там вдруг появился забор, - пояснил Талант Рамазанов. - В действующей редакции правил есть отсылка к Земельному кодексу о том, что на территории нацпарков устанавливаются сервитуты. Но ни в этих правилах, ни в Земельном кодексе не раскрыт подробный механизм: а как этот сервитут должен появиться? Поэтому, чтобы, с одной стороны, не нарушать требований кодекса, мы в этих правилах хотим прописать процедурный момент. Если для туристов, исследователей закрыт доступ к каким-то природным объектам, то можно инициировать предложение в адрес администрации нацпарка. А нацпарк обязан собирать эти предложения и с определенной периодичностью проводить общественные обсуждения. Далее в порядке, установленном Земельным кодексом, вводить сервитуты для обеспечения доступа к таким местам.
Еще одна поправка касается предоставления земельных участков в долгосрочное пользование. Предложение юристов заключается в том, чтобы в случае, если участки предполагается сдавать в аренду на срок свыше 10 лет, проводилось серьезное общественное обсуждение на уровне координационных советов нацпарков и общественного совета при Минэкологии.
А член инициативной группы “Защитим Кок-Жайлау” архитектор Жанна СПУНЕР и вовсе предложила на время пандемии наложить мораторий на проведение тендеров по передаче в долгосрочное землепользование земель нацпарков.
Эти и другие предложения инициативная группа намерена обработать и в ближайшее время направить в правительство, парламент и главе государства.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира Заикина, Алматы