4276

В тепле, но в обиде

Новый отопительный сезон для жителей многоквартирных домов города Талгара Алматинской области начался с 40-процентного повышения стоимости теплоуслуги. У потребителей нет договоров с поставщиком тепловой энергии: вот уже два года они платят не по квитанциям, а переводят деньги на банковскую карту частным лицам или оставляют наличные в офисе монополиста. В ситуации разбирался корреспондент “Времени”.

В тепле, но в обиде

В Алматинской области из-за необычной для этой поры прохладной погоды батареи в квартирах потеплели уже 2 октября. Но только не в Талгаре. Тепло жителям этого города даже не обе­щали: поставщик - ТОО “Талгар тургын уй” - отказывался подавать услугу в многоквартирные дома, так как у предприятия, по его утверждениям, из-за финансовой недисциплинированности некоторых жильцов образовался 9-миллионный долг перед “КазТрансГаз Аймак”. Но сколько задолжали потребители, компания не сообщает. Между тем страдают в холодных квартирах, как известно, все - и должники, и добросовестные граждане. А из-за пандемии коронавируса именно квартира стала для многих казахстанцев не только жильем, но и офисом, и школой, и госпиталем на дому.

- Вынуждены спать с сыном в одной кровати под двумя одеялами, в квартире всего 10-15 градусов, - жалуется жительница Талгара Жанна БАЙТЕЛОВА. - Компания предложила добросовестным плательщикам самим воздействовать на должников. Но ведь мы не имеем на это никаких законных полномочий!

А тут еще людей огорошили новым тарифом - 230 тенге за квадратный метр, и это без НДС. В своем решении поставщик тепло­услуги ссылается на приказ за №128 от 21 сентября сего года областного департамента по регулированию естественных монополий (ДРЕМ). Жанна подсчитала: если в прошлом году она платила за отопление ежемесячно 10-11 тысяч тенге (при этом оплата непонятно как начислялась), то в новом сезоне будет вынуждена отдавать 14 500 тенге. И это, заметим, на фоне чувствительного падения доходов населения в период пандемии ковида.

- Отапливать частный дом в 100 квадратов в два раза дешевле, чем квартиру! - возмущается председатель КСК “Мелиоратор” Любовь ВЕРБИЦКАЯ.

Талгарцы обратились в антимонопольный департамент, и выяснилось: ТОО “Талгар тургын уй” предоставило в надзорный орган материалы для утверждения тарифа только в этом году. А предыдущие два года предприятие устанавливало плату за отопление, получается, самовольно!

- Ни у кого из жителей нет индивидуальных договоров с поставщиком тепла. Выходит, два года это ТОО незаконно подавало тепло в микрорайоны, а мы им незаконно платили?! - задается вопросом Байтелова. - Квитанция об оплате услуг “Талгар тургын уй” с самого начала вызывала сомнение в законности ее происхождения. Услугу невозможно оплатить через операторов, принимающих плату за комуслуги, - Казпочту или комбанк. Жители Талгара переводят деньги через мобильное приложение одного из банков частным лицам. В моем случае - дочери контролера. Или оставляют наличные в офисе.

- Выдавали квитанцию к приходному кассовому ордеру, однако номера квитанции к приходному кассовому ордеру и самой квитанции не совпадают. Как теперь предприятие докажет долги потребителей? По истории переводов денег в телефоне? По сомнительным бумажкам? - спрашивает Жанна.

Почему талгарцы терпели такое положение? У них просто не было выбора, говорят они. Дело в том, что централизованное отопление здесь провели относительно недавно: в советское время многоэтажки отапливались от местных предприятий, после развала СССР почти 25 лет жители городка грелись в холодный сезон кто как мог: и буржуйками, и электрообогревателями. А два года назад здесь построили-смонтировали-установили 21 блочно-модульную котельную. Они работают на газе. Вот так получилось, что ТОО “Талгар тургын уй” стало единственным поставщиком тепла в городе. В этом году ситуация зашла в тупик.

Замерзающие в своих квартирах жители Талгара отправили возмущенные послания в акимат области, антимонопольный департамент, прокуратуру. Люди готовы были выйти на митинг, но активистов пригласили за стол переговоров с участием замруководителя ДРЕМ Думана КАЛИБЕКОВА. На состоявшейся на этой неделе встрече с талгарцами он согласился с доводами жителей города и попытался их успокоить, пояснив:

- Услуга теплоснабжения регулируется законом о естественных монополиях: она включается в регистр, после чего утверждается тариф. В этом году ТОО “Талгар тургын уй” представило материалы для утверждения тарифа. Предприятие хотело сделать тариф 285 тенге за квадратный метр, но мы снизили его до 230. Он был рассмотрен и доведен до общественности. У предприятия будет свой типовой договор со всеми жильцами индивидуально. В нем будут оговорены обязанности и права сторон. В зависимости от погодных условий тариф будет меняться в сторону понижения. Пока же он утвержден на год.

Как выяснилось, никто из присутствовавших на этой встрече не был в курсе публичных слушаний. Информация о них была опубликована в районной газете, размещена в соцсетях. Но узнали об этом далеко не все.

- Я представляю общество инвалидов, но меня не оповестили о публичных слушаниях! А учитывались ли при составлении тарифа интересы социально уязвимых слоев населения? - обратился к чиновникам житель Талгара Данияр БАКЕНОВ. - Я инвалид первой группы, три раза в неделю по пять часов нахожусь на гемодиализе. Получаю пенсию в размере около 50 тысяч тенге. Супруга потеряла работу, дома двое детей-школьников. Нужно платить за интернет, чтобы дети могли учиться онлайн, приходится включать обогреватель, чтобы отопить квартиру. И теперь я вынужден буду платить по 25 тысяч только за одно отопление?! А на что мы будем жить?

И то правда: возможности социально уязвимых слоев при составлении тарифа не учли. Представители предприятия тут же предложили обратиться инвалиду с заявлением в акимат, где всем малоимущим могут компенсировать часть затрат на комуслуги. Но возможно ли это, если квитанция от предприятия чуть ли не филькина грамота?

А из чего вообще сложился предложенный тариф? Обыч­но в нем учитываются затраты на ГСМ, производство, электричество, оплата труда сотрудников теплокомпании, обслуживание, плата за эмиссию в окружающую среду... Экономист ТОО “Талгар тургын уй” Елена ТЕМНИКОВА очень долго поясняла политику тарифообразования компании, но мало кто что понял. Понятно было лишь одно: часть расходов предприятия даже не вошла в тариф, он мог бы быть еще выше. А теперь, раз указанное ТОО признали субъектом естественных монополий, ему придется еще и увеличить штат специалистов, заложить в свою смету расходов другие обязательные траты.

- Если не было тарифа, утвержденного антимонопольным департаментом, то по каким расчетам платили жители? Получается, незаконно с них собирали плату? - задала я вопрос.

- По факту. Что нагорело по кубатуре, за то и платили, - ответил руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции Талгарского района Аскар ШАМАЕВ.

Однако это не внесло ясности. Мы так и не получили внятного ответа, как раньше начислялась плата за тепло.

Что же теперь делать? Жителям Талгара предложили аж четыре варианта. Первый: добиваться через суд признания общественных слушаний недействительными. Второй: просить акимат субсидировать часть тарифа по примеру Алматы. Третий: просить поставщика снизить стоимость услуги. Четвертый: жить с таким тарифом год, ведь он утвержден на это время, а потом на новых общественных слушаниях добиваться его понижения.

В свою очередь талгарцы предложили установить индивидуальные приборы учета тепла, они хотели сделать это раньше, но им якобы запрещали. На что местные компетентные лица развели руками: с таким они не сталкивались, ведь все платят по общедомовым счетчикам. Но пообещали рассмотреть вопрос по установке индивидуальных счетчиков.

Шамаев пообещал включить все блочно-модульные котельные, которые на балансе ТОО “Талгар тургын уй”, и тем самым подать тепло в квартиры талгарцев до конца этой недели. Акимат написал гарантийное письмо, что долг перед “КазТрансГаз Аймак” будет погашен до 15 ноября.

Сразу после переговоров многоэтажки Талгара стали подключать к теплу. Социальное напряжение спало.

Екатерина ТИХОНОВА, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть