2580

Ожидание длиною в жизнь

Глава государства в своем обращении к Дню закрытия Семипалатинского испытательного ядерного полигона (СИЯП) подчеркнул, что в настоящее время правительством рассматривается дальнейшее поэтапное расширение перечня социальных гарантий для пострадавших от испытаний.

Ожидание длиною в жизнь
Вот так на полигоне испытывали ядерное оружие.

29 августа, в день закрытия 29 лет назад Семипалатинского полигона, делегация во главе с госсекретарем Крымбеком КУШЕРБАЕВЫМ прибыла в Восточно-Казах­станскую область и возложила цветы к монументу жертвам ядерных испытаний в Семее. На церемонии госсекретарь отметил, что закрыть Семипалатинский полигон, несмотря на противостояние руководства бывшего Советского Союза, было смелым политическим решением первого президента Казахстана - лидера нации Нурсултана Назарбаева. 71 год назад на Семипалатинском ядерном полигоне провели первое испытание. Всего за время действия полигона на его территории было взорвано 456 атомных и водородных бомб. Сначала взрывы были над землей, затем на 100 метрах под ней.

Возложение цветов к монументу “Сильнее смерти” 29 августа 2020 года.

В 1989 году на Семипалатинском полигоне был произведен последний подземный ядерный взрыв. Указом президента КазССР Нурсултана Назарбаева от 29 августа 1991 года полигон закрыли навсегда.

После краткого экскурса в историю Крымбек Кушербаев огласил обращение главы государства Касым-Жомарта ТОКАЕВА, адресованное казахстанцам в связи с памятной датой закрытия Семипалатинского испытательного ядерного полигона.

“Ядерные испытания на Семипалатинском полигоне нанесли невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей среде, - констатировал президент. - Они стали причиной высокой заболеваемости и смертности среди населения, привели к интенсивному радиоактивному заражению прилегающих территорий. Вокруг полигона площадью 300 тысяч квадратных километров проживало около полутора миллиона человек. Из них, по оценкам специалистов, более 500 тысяч человек подверглись прямому облучению”.

Три десятка лет назад семипалатинцы, выйдя на площадь Абая, требовали закрыть ядерный полигон.

Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что после закрытия полигона одной из первоочередных задач для Казахстана стала социальная реабилитация людей и территорий, пострадавших от длительных ядерных испытаний.

“В настоящее время правительством рассматривается дальнейшее поэтапное расширение спектра социальных гарантий для указанной категории граждан”, - отметил глава государства. По его словам, в следующем году будет завершено комплексное экологическое обследование всей территории полигона размером 18,5 тысячи квадратных километров.

К слову, в апреле прошлого года в ходе рабочего визита в Восточный Казахстан президент Токаев встретился с активом Семея. Тогда он затронул болезненную для региона тему - реабилитацию и социальную помощь пострадавшим в результате испытаний на Семипалатинском полигоне. Глава государства сказал, что о проблеме знают в правительстве и проводится специальное исследование “Эффективность мер по защите и реабилитации населения, пострадавшего от ядерных испытаний на СИЯП”. Тогда же он дал поручение уточнить масштабы вреда, причиненного здоровью пострадавших от воздействия полигона, и определить объемы социальных гарантий, а правительству до конца 2019 года провести оценку объема оказываемой социальной помощи населению и выработать рекомендации о дополнительном пакете социальной помощи.

Но, как мы видим, правительство в срок, названный главой государства, не уложилось. Впрочем, жители Семея и других населенных пунктов, пострадавших от испытаний на Семипалатинском полигоне, готовы подождать. Лишь бы был от этого ожидания толк.

ОО “Поколение” в Семее с первого дня своего создания в 1999 году добивается достойной медицинской и социальной реабилитации этой категории граждан.

- Изначально закон “О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне” от 18 декабря 1992 года был совсем неплох, - считает глава ОО “Поколение” Ольга ПЕТРОВСКАЯ. - Но после изменений, внесенных в него в 1997 году, люди лишились важных льгот. Так, в первой редакции закона тем, кто проживал в зоне повышенного радиационного риска (Семей, Усть-Каменогорск), гарантировалась пенсия на льготных условиях. Женщинам - с 50 лет, мужчинам - с 55 лет. А вот с 1 января 1998 года льготный возраст выхода на пенсию в зоне повышенного радиационного риска был отменен.

Не устраивает “поколенцев” и сумма компенсации, которую получили от государства пострадавшие от испытаний на Семипалатинском полигоне.

- Единовременную денежную компенсацию за ущерб, причиненный ядерными испытаниями, получили почти все пострадавшие. Но произошло это уже после поправок в первоначальный закон. В его первой редакции от 1992 года при расчете суммы “полигонных” используется минимальная зарплата. Однако в 1997 году минимальную зарплату меняют на… МРП (месячный расчетный показатель)! Это значительно уменьшило суммы компенсаций, - напоминает Ольга Петровская.

Действующий закон предоставляет жителям Семея и Усть-Каменогорска, пострадавшим от испытаний на полигоне, всего две льготы. Это экологическая надбавка к заработной плате в размере 1,5 МРП и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (10 календарных дней). Но даже этими льготами могут воспользоваться далеко не все.

Доза, полученная человеком во время испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, остается навсегда. Но стоит пострадавшему покинуть пределы Восточно-Казахстанской области, как он лишается льгот, предоставляемых законом.

Однако и проживание в пределах области еще не является гарантией их получения. Активисты не первый год пытаются обратить внимание властей на несправедливость. Пострадавшим, работающим в бюджетной сфере, надбавку к зарплате и дополнительный отпуск оплачивает государство. А вот тем, кто трудится на частных предприятиях, такие выплаты и отпуск обязан предоставлять работодатель.

“На практике это привело к тому, что льготы получают лишь трудящиеся крупных предприятий, работающих в строгом соответствии с законом, - говорится в открытом обращении жителей Восточного Казахстана к правительству. - Да и то уже много лет бизнес-сообщество поднимает вопрос об отмене этих норм закона. Действительно, почему государство сняло с себя обязанность выплаты экологических льгот, а предприниматели должны принять на себя эти обязательства? Ведь если посчитать затраты на выплату ежемесячной экологической надбавки и оплату ежегодного 10-дневного экологического отпуска, то получается немалая дополнительная нагрузка на бизнес. Где изыскивать эти средства? Ведь предприниматели Восточно-Казахстанской области, так же как и весь бизнес страны, уплачивают социальный налог, социальные отчисления, другие виды налогов, взносы в фонд обязательного социального медицинского страхования, а предприятия с вредными условиями труда еще и дополнительные пенсионные отчисления за счет работодателя. Получается, что на предпринимателей ВКО ложится дополнительная социальная нагрузка в виде ежемесячных экологических выплат и оплаты экологического отпуска. Таким образом, бизнес ВКО становится более затратным, что сказывается на конкуренции с предпринимателями других регионов страны, не обремененных этими дополнительными расходами. В итоге все эти затраты ложатся на себестоимость и конечную цену товаров, и страдает потребитель в регионе, пострадавшем от испытаний на полигоне!”

На сегодняшний день на доплату к пенсии в размере от 1,83 до 2,09 МРП имеют право только пенсионеры, вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года и проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска. Пенсионеры Семея и Усть-Каменогорска, которые относятся к повышенной зоне, остались без надбавки к пенсии.

Еще в январе 2019 года в комитете по социально-культурному развитию мажилиса парламента рассмотрели комплекс вопросов, касающихся закона “О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на СИЯП”. В заседании рабочей группы мажилиса приняли участие и представители пострадавшего региона, которые представили предложения “поколенцев” по изменению безнадежно устаревшего закона. По их мнению, определяющим фактором для предоставления льгот должно быть не место фактического проживания, а доза облучения, полученная пострадавшим во время испытаний на Семипалатинском полигоне.

Общественники призывают вернуть возможность льготного выхода на пенсию и  освободить лиц, подвергшихся воздействию ядерных испытаний на полигоне, от уплаты обязательных взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, предусмотрев эти выплаты за счет республиканского бюджета. Среди их предложений бесплатное оздоровление в санаториях один раз в год и создание реабилитационного центра, предназначенного для регулярного обследования и лечения пострадавших от испытаний на полигоне.

Но прислушается ли правительство к предложениям общественников из пострадавшего региона? Время покажет…

Милана Гузеева, фото инфоцентра ВКО и из личного архива Ольги ПЕТРОВСКОЙ, Семей

Поделиться
Класснуть