1486

Наука не сорить

Уроки экологии в школах должны быть факультативными с практическим уклоном, считают педагоги и специалисты-природники

Наука не сорить

В начале июня президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ заявил о необходимости экологического образования школьников. На днях Ассоциация практикующих экологов провела онлайн-дискуссию на эту тему, в ходе которой специалисты и педагоги высказали свое мнение о том, как должна быть реализована эта идея.

Участники “круглого стола” сошлись во мнении, что экологическую тематику необходимо интегрировать абсолютно во все предметы. Допустим, если речь идет о математике, нужно научить детей рассчитывать объем воздуха в помещении, привела пример директор частной школы “Дана” Кулянда БАТЫРБЕКОВА. Аналогичную точку зрения высказала экс­перт по экологическому образованию ТОО “Оператор РОП” Татьяна НЕМЦАН, которая считает, что такой подход будет действительно эффективным:

- Самый простой вопрос - это создать новый предмет “экология”, запустить его, и мы будем работать в хаосе. Потому что быстро будет подготовлено огромное количество педагогов, которые будут его вести каждый на свое усмотрение. Другое дело - создание методических ресурсов с интеграцией темы экологии в каждый день, в каждый предмет. Например, ТОО “Оператор РОП” в прошлом году выпустило сборники, в создании которых приняли участие лучшие педагоги Нур-Султана, Караганды и Карагандинской области. Там все задачи были связаны с раздельным сбором твердых бытовых отходов. Сейчас одна из школ Нур-Султана готовит уникальный методический ресурс (думаю, мы в октябре его выпустим). Это экосказки - сразу и спектакли для детей с участием родителей, и комплекс уроков для дошкольного образования и начальной школы. Таких творческих коллективов у нас очень много. Например, школа №16 Темиртау, которая проводит огромную работу, - у них за год прошло 1500 уроков с интеграцией темы экологии в образовательный процесс. То есть школа уже фактически работает в нужном режиме.

А вот сами уроки экологии, по мнению участников дискуссии, должны быть не обязательными, а факультативными. Причем основной упор, считают они, надо делать на практические занятия вне стен школы: выезжать на экскурсии, организовывать сбор макулатуры, сортировать мусор, выращивать растения, строить кормушки для птиц и т. д.

- В Белоруссии сейчас реализуется проект ПРООН “Зеленая школа”, - рассказала координатор детского экологического движения “Туган жер” Татьяна КОРШУНОВА. - Школьники выполняют практические задания согласно классам, согласно особенностям детей. Там все разбито на пять направлений: биоразнообразие, энергосбережение, водосбережение, обращение с отходами и информационно-экологическая работа. И школы подтверждают свой “зеленый” статус выполнением практических занятий. Это очень интересный проект, и было бы хорошо, если бы мы переняли этот опыт. У нас очень занятые дети, и хотелось бы, чтобы предмет “экология” был в виде практических занятий на природе.

Один из участников дискуссии предложил, чтобы их вели не школьные учителя, а специалисты в области экологии, например, представители профильных НПО. Однако Татьяна Немцан пояснила, что закон не позволяет этого сделать - преподавать в школах вправе только профессиональные педагоги, экологи же могут выступать в роли гостевых лекторов или экскурсоводов. Что касается специализации преподавателей экологии, то, по мнению спикеров, это должны быть не наспех переученные учителя биологии или географии, а те, у кого, как говорится, горят глаза, кому это действительно интересно, пусть даже это учитель истории или физкультуры.

Говоря о содержании школьного курса экологии, Кулянда Батырбекова высказала идею о том, чтобы дети занимались реализацией различных экологических проектов. Правда, некоторые спикеры с таким предложением не согласились, сказав, что не все дети могут это делать, но педагог парировала, что проекты могут быть групповыми.

- У нас в школе такой подход, - рассказала Батырбекова. - Каждый год у нас проекты, например, “Мое село - моя забота”. Мы вначале исследовали, где мусор, где что, потом эти проблемы решали. Когда ты поставила проект, ученики уже целенаправленно работают. Если проекты еще рассчитаны по месяцам, по кварталам, дети очень довольны. Например, за прошлый год мы сдали в переработку 15 тонн макулатуры и 200 килограммов пластика.

В дискуссии принимала участие и представительница целевой аудитории - шестиклассница из Мангистауской области Жансулу, которая, выслушав выступления спикеров, высказала свое мнение. По словам девочки, чистая теория неинтересна и быстро наскучит - гораздо больше информации она получает из практических занятий. В качестве примера школьница привела поездку на мусорный полигон, которая очень сильно впечатлила ее и ее одноклассников. Девочка также отметила, что экологическое образование должно распространяться и на взрослых, которые выступают для них примером.

- Если взрослый человек не выбрасывает мусор в урну, то и ребенок не станет, - заметила Жансулу. - Поэтому взрослых тоже надо учить.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть