3805

Мытарям не мытарево

Костанайский облдепартамент госдоходов высудил у своего бывшего сотрудника его единственную квартиру. Проигравший в суде Василий ВИНОГРАДСКИЙ за несколько лет до этого подарил свое прежнее жилье государству

Мытарям не мытарево

Никогда не договаривайтесь с начальством

1997 год. Дикие времена, когда многое решалось по договоренности и слово чиновника часто весило больше, чем закон. В тот год сотрудник житикаринской налоговой инспекции был приглашен на должность зам­председателя в Костанайское областное налоговое управление. Чтобы переехать в адмцентр, Виноградскому нужно было решить вопрос с жильем. Простое решение созрело в голове тогдашнего акима Костанайской области Токтарбая КАДАМБАЕВА.

- Кадамбаев сказал руководителю налоговой Жаксылыку ШУШАКОВУ: “Сделайте так: пусть Виноградский отдаст свою квартиру в Житикаре государству, а вы ему тут купите взамен другую”, - вспоминает Василий Александрович. - Этот вариант устроил всех. Я подарил свою квартиру акимату района и получил другую в Костанае.

Сказать, что от этого обмена кто-то сильно выиграл, нельзя: костанайская квартира Виноградского (полезная жилплощадь 49,3 кв. м) расположена в непрестижном спальном районе на первом этаже. Получив от акимата Костаная в 1998 году именной ордер, в который были внесены сведения о членах семьи, Виноградский стал жителем областного центра.

И тут власть в Костанае сменилась.

Подноготная

Важно отметить: предоставленная Виноградскому квартира не была служебным жильем. После покупки все документы на нее клерки налогового управления тут же передали в акимат. Далее ею распоряжались службы этого органа исполнительной власти.

При этом существует один очень важный момент: в природе нет документа, в котором было бы указано, из какого источника профинансирована покупка квартиры для Виноградского. В договоре купли-продажи покупателем значится налоговое управление. А вот на какие шиши оно приобрело жилье, тайна сия велика.

- Проверив все архивы, мы не нашли ни одного факта, свидетельствовавшего о происхождении и движении государственных средств, связанных с приобретением этой жилплощади, - рассказывает адвокат Татьяна ШАКУН. - Понятно, как все это делалось: напрягли какого-то предпринимателя, он на свои деньги купил квартиру, а в бумагах для отвода глаз указал покупателем госорган. В суд налоговики не смогли представить никаких документальных доказательств того, что деньги на покупку жилья Виноградскому выделялись, направлялись, расходовались... Соответственно, в свое время у налоговиков не могло быть никаких оснований и оправданий для постановки жилья на свой баланс.

Но время шло, и обстоятельства стали меняться.

Первый блин налоговой

Еще работая в фискальном органе, Виноградский пытался оформить квартиру в собственность. Однако его просьбы оставались либо без ответа, либо неудовлетворенными по каким-то мелким причинам. Новое руководство не было в курсе договоренностей прежних начальников и не считало себя обязанным как-то вникать в суть дела. Ну а чего там было вникать? Как уже говорилось, у налогового комитета не было никаких прав распоряжаться жилплощадью Виноградского. Об этом свидетельствует несколько документов, самый интересный из которых датирован августом 2004-го (то есть спустя 6 лет после покупки квартиры!) и подписан тогдашним председателем НК по Костанайской области Ерланом МУКАИ. В ответ на запрос юридического агентства “ЗАН” он заявил: “Квартира, расположенная по адресу: г. Костанай, ул. Строительная, 12, на балансе учреждения не числится”.

К тому времени Виноградский уже вовсю судился. А в 2007 году, через две пятилетки после получения жилья, даже выиграл судебный спор. Но…

Суд да дело

Тогда, 13 лет назад, налоговый комитет обратился в суд с иском к Виноградскому об “истребовании имущества из чужого незаконного владения путем освобождения”. Конечно, в суде возник вопрос о праве госор­гана на требуемое добро. И что вы думаете? Оно появилось! Точнее, гос­орган сам себе его предоставил. Как? А очень просто: издал 5 декабря 2007 года приказ о постановке квартиры на свой баланс.

Просто приказ. Без каких-либо оснований и соблюдения бухгалтерских тонкостей. Правда, один маленький аргумент фискалы раздобыли: они обратились в юстицию с просьбой выдать дубликат якобы утерянных документов на квартиру. Хотя, как мы помним, все эти бумаги были в целости-сохранности и находились в акиматовских структурах. Заполучив договор, в котором покупателем был указан налоговый орган, сотрудники налоговой заявились в суд и сообщили о своих якобы возникших правах. Интересно, что на момент подачи иска квартира на балансе налогового комитета не стояла… К тому же за все время с момента покупки госорган никак не проявил себя собственником: не заключил договор аренды с Виноградским, не нес обязанностей по содержанию жилья, не делал там ремонта, не оплачивал коммунальных услуг и так далее.

Тот иск фискальный орган с треском проиграл. Суд установил, что странная сделка, заключенная с благословения областного руководства, по сути, должна считаться обменом. Ну раз Виноградский подарил свое жилье государству и получил взамен другое, какой тут может быть разговор?

А оказалось, что может, да еще какой…

Следующие 12 лет попыток зарегистрировать квартиру на себя для Василия Александровича оказались безуспешными. Ничего не удалось добиться и его жене Татьяне Михайловне, которая тщетно пыталась реализовать свое право совладельца недвижимости. Все попытки разбивались о тот самый железный (но совершенно кривой с юридической точки зрения) приказ о постановке квартиры на баланс.

- Госучреждение могло поставить на баланс эту квартиру только при наличии документов об оплате, техпаспорта на квартиру, приказа на проведение инвентаризации активов, инвентаризационной описи, сличительной ведомости, протокола инвентаризационной комиссии с выводами по результатам инвентаризации, - утверждает Татьяна Шакун. - Спрашивается: где все это? Нет. Вот почему в налоговой решили издать любопытный приказ: другого способа поставить на баланс учреждения это имущество не было.

Как вы думаете, удалось ли им в суде доказать свою правоту?

Високосный гад

2020-й семье Виноградских запомнится не только коронавирусом, но и новыми судебными решениями, которые поставили крест на их чаяниях о собственном жилье и спокойной жизни на пенсии.

Дела пока обстоят так: наряду со вступившим в законную силу и неотмененным судебным решением о признании Виноградского и членов его семьи добросовестными и возмездными приобретателями квартиры появилось новое - об отказе в признании незаконным приказа налогового комитета от 5 декабря 2007 года о постановке на баланс квартиры Виноградских.

Честно говоря, после этого страшновато становится и за свое жилье: а вдруг оно приглянется какому-нибудь госоргану и его руководитель возьмет да и поставит квартиру на свой баланс как служебную?! А что, разве теперь это нереально?..

Конечно же, пролить свет на обстоятельства приобретения злополучной квартиры могут ее прежние жильцы. Уж они-то должны помнить, кто у них купил недвижимость и как за это рассчитался. Выяснилось: в доме по улице Строительной прежде жила семья Батт, которая сразу после продажи уехала на ПМЖ в Германию. Следы прежних владельцев затерялись. Однако чем черт не шутит: а вдруг эта статья им попадется на глаза? Если это случится, прошу Баттов откликнуться и поделиться с нами воспоминаниями об обстоятельствах этой сделки.

У Виноградских есть еще шанс найти правду в Верховном суде. Они полны решимости попытать счастья. Но вот уверенности в том, что это счастье им светит, с каждым днем, годом и новым документом из госструктур становится все меньше.

Стас КИСЕЛЁВ, фото предоставлены семьей ВИНОГРАДСКИХ, Костанай

Поделиться
Класснуть