1498

Цифровизация карантина

Как полицейских научили контролировать ситуацию в режиме онлайн

Цифровизация карантина
Фото Владимира ЗАИКИНА

Пандемия коронавируса внезапно “оцифровала” нашу реальность. Словно в информационной системе, люди в одночасье получили разные права доступа к совершенно обычным вещам. Но парадокс в том, что единой системы администрирования именно в цифровом виде на момент объявления ЧП в Казахстане и не существовало. О том, кто, как и почему решал эту проблему, мы поговорили с руководителем компании “Коркем Телеком”, разработчиком системы общественной и дорожной безопасности “Сергек” Асетом АХМЕТОВЫМ.

Все началось с потребности установить видеокамеры на блокпостах по периметру Нур-Султана. Часть постов была размещена просто на дорогах, где нет ни электричества, ни надежной связи, поэтому команда специалистов была вынуждена провести там несколько дней. За это время стало очевидно, что у инспекторов полиции, которые должны фиксировать транспортные потоки, из инструментов есть только ручка и блокнот. Холодно, руки мерзнут, ручки отказываются писать - на их работу было больно смотреть.

Набравшись впечатлений, ребята собрались в офисе и устроили брейншторм. Исходные условия были такими: у полиции есть планшеты, значит, на постах какая-никакая связь есть; новое оборудование купить негде, инспекторов на местах обучать некому. Поэтому решение должно быть проще, чем ручка и бумага.

На этом этапе стало понятно, насколько вообще круто, что в удостоверениях личности казахстанцев есть штрих-код! Казалось бы, ерунда, но это позволило, не вводя никакие новые QR-коды, организовать бесконтактное считывание информации. Почему Москва сделала QR-коды? Потому что у них нет ничего, что можно считать бесконтактно с документа. А у нас все вшито в удостоверение, и инспектор в один момент проверяет подлинность документа и считывает штрих-код, к которому уже привязываются допуски.

Работать над приложением начали 17 марта, а через два дня опубликовали первую версию приложения “Сергек. Блокпост”. Вскоре после объявления режима ЧП люди начали массово возвращаться в свои регионы. Главной целью приложения стало выявление при необходимости лиц, контактировавших с больными. В итоге приложение было установлено на блокпостах в Нур-Султане и Алматы.

Когда идея получила одобрение в акимате и МВД, появились и новые требования. Первые две недели команда работала почти круглосуточно (к слову, в реализации проекта было задействовано 232 человека). Разрабатывали днем, обновляли ночью, первые две недели почти каждой ночью. Всего было сделано больше десяти обновлений.

Нур-Султан и Алматы закрыли на карантин. Ситуация изменилась, теперь пересечь границу города можно было лишь по специальному разрешению. Сначала была идея доработать приложение “Сергек. Блокпост”, однако в это время начали закрывать другие регионы, и им понадобился функ­ционал, который в Нур-Султане и Алматы уже устарел.

Новое приложение получило название “Сергек. Карантин”, в нем на планшете можно было получить доступ к белым спискам, составляемым акиматами, а позже и другими организациями. Вскоре в Нур-Султане и Алматы наложили ограничение на передвижение внутри города. Запрет на выход из дома коснулся почти всех. Но есть разрешенные сферы деятельности, и те, кто занят в них, тоже должны быть в белом списке. Появилась потребность это администрировать.

В итоге было создано приложение “Сергек. Патруль”, в том числе для пеших патрулей. В нем реализована возможность вносить в журнал информацию о пешеходах, водителях и пассажирах не только на блокпостах, но и в любой точке города. Это было самое сложное и функциональное приложение. В нем перечислены причины, по которым человек имел право оказаться на улице. Например, выгулять собаку, сходить в аптеку, магазин, навестить родителей. При этом помимо белого списка существовал и черный список тех, кто должен сидеть дома, - контакт­ных. Сотрудники полиции проверяли, не должны ли встреченные ими люди быть на карантине и самоизоляции.

При считывании штрих-кода приложение автоматически фиксирует метку места, времени, направления, идентификатор сотрудника полиции, а также комментарий. Причем комментарий видят все последующие инспекторы, выходящие на службу. Обычно в комментарии записывали цель поездки граждан, в дальнейшем это позволяло выявить злостных нарушителей, чьи декларируемые цели перемещения не совпадали с реальными.

Еще одно разработанное в это время приложение “Сергек. Конт­роль” предназначено для городов, в которых действуют одноименные системы фото- и видеофиксации. Оно подсказывает инспектору, какие из проезжающих по улице автомобилей не имеют на это разрешения.

Несмотря на домыслы диванных (и не только) экспертов, никаких штрафов “Сергек” автоматически не рассылал. Хотя бы потому что у людей были официальные причины пусть кратковременно, но находиться на улице - например, съездить в магазин.

О сложностях. Акиматы, департамент полиции - все шли навстречу разработчикам. Но возникла проблема с обучением персонала на местах. Главная сложность была в том, что специалистам нельзя было выехать, и на местах не было никого, кто, например, на построении смог бы на пальцах показать что к чему. Чтобы решить проблему, был создан call-центр. Первые недели он работал круглосуточно. Представьте, звонит инспектор, у него пробка из ста машин. Он не может понять, что делать, и в этот момент нужно выяснить, в чем проблема, и решить ее.

В какой-то момент сотрудники полиции, ответственные за блокпосты в Нур-Султане, поняли, что планшетам не хватает зарядки для работы в круглосуточном режиме. А тут карантин, магазины-бутики закрыты. Но все же нашли точку, где купили и зарядки, и пауэр-банки.

Вообще, в режиме ЧП проявился совсем другой менеджмент: то, что делалось годами в обычной жизни, претворялось за неделю. Все брали на себя ответственность - и акимы, и департаменты полиции. Они принимали решения, которые в обычной жизни наверняка вызвали бы реакцию в виде отписки. Например, оперативно получали такие доступы, которые в привычное, размеренное время сложно было бы даже оформить.

Да, поначалу было много критики: мол, там пробка, здесь пробка, тут что-то не фурычит. Но постепенно проблемы рассасывались.

Впечатлила работа оперативных штабов. Там каждые три минуты по истории, после каждой из которых ночью трудно заснуть. Ведь у людей возникали реальные жизненные обстоятельства, из-за которых им во что бы то ни стало нужно было проехать через блокпост: у кого-то отец при смерти, кто-то едет забирать ребенка, который прилетел из-за рубежа, в другом городе отсидел карантин, но не может попасть домой... И штабы вынуждены были отказывать. Их сотрудники столько через себя пропустили, словно поработали судьями.

Приложения, разработанные для администрирования режима ЧП, были установлены в общей сложности на 8000 планшетах сотрудников полиции по всему Казахстану. По данным пресс-службы МВД, в стране функционировало порядка 400 блокпостов. На блокпостах проверено более 3,2 млн транспортных средств и порядка 5 млн пассажиров.

Сергей МОИСЕЕВ, фото предоставлено “Коркем Телеком”, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть