2265

Лучше меньше?

В Алматы планируют уменьшить на 15 метров ширину водоохранных полос.

Лучше меньше?
Фото Владимира ЗАИКИНА

Как сообщил во вторник во время проходившего в онлайн-режиме общественного обсуждения руководитель управления городского планирования и урбанистики (УГПиУ) Алмасхан АХМЕДЖАНОВ, в 2007 году в водоохранных полосах алматинских водоемов, ширина которых на тот момент составляла 20 метров, находилось 5250 зданий. В 2009 году в Водный кодекс были внесены изменения, увеличившие водоохранные полосы до 35 метров, и во время инвентаризации 2016 года количество попадающих туда зданий составило уже 15 566. Причем вне закона оказались даже те собственники, у которых имелись госакты на землю.

Сейчас у жителей возникают проблемы, решить которые юридически невозможно. Это узаконение земельных участков, проектирование и строительство новых домов взамен старых, а также перепрофилирование их под объекты предпринимательства. Снос незаконных строений грозит социальным взрывом, выкуп обойдется государству слишком дорого (по оценкам УГПиУ, около 6 триллионов тенге), поэтому власти хотят сузить размер водоохранных полос до прежних 20 метров. По данным Алмасхана Ахмеджанова, это позволит узаконить около 70 процентов домостроений.

Кроме того, предлагается разработать механизм изъятия объектов, расположенных ближе 10 метров к рекам и озерам, а также установить ответственный за водоохранные полосы орган.

- Данное решение принимается с учетом многочисленных жалоб и заявлений наших граждан, в первую очередь жителей Наурызбайского и Алатауского районов, - пояснил первый заместитель акима Алматы Ерлан КОЖАГАПАНОВ.

Мнения участников общественного обсуждения относительно затеи акимата разделились. Жильцы попадающих в водоохранные полосы домов и представляющие их интересы общественные деятели горячо поддержали предложение уменьшить ширину водоохранных полос, ведь сейчас из-за отсутствия регистрации люди не могут даже устроить детей в школу или прикрепиться к поликлинике. Правда, идея с изъятием домов в 10-метровой зоне им пришлась не по вкусу.

- Я понимаю экологов, но если экология не служит людям, то кому это вообще нужно? - сказала жительница Алатауского района Зауре НУРМУХАНБЕТОВА. - Я знаю, что у нас в водоохранных полосах по 30 лет люди живут и не могут узаконить свои дома. И они не виноваты, так как, когда им распределяли участки, они не попадали в водоохранные полосы. Сегодня говорят “самозахват”, но в 2005 году у людей сгорели архивные данные. Нормальный градоначальник составил бы акт и сказал, что людям надо выдать правоустанавливающие документы. Но этого не случилось, потому что люди не нужны! Сегодня в Алатауском районе почти 80 процентов людей сидят в водоохранной полосе и не могут реализовать свои обычные жизненные права. И что теперь, их вообще выбросить?!

Житель микрорайона “Карасу”, руководитель “Экологического фонда развития Алматы” Сергей ВАСИЛЬЕВ заявил, что нужно тщательно продумать все механизмы, чтобы избежать негативных последствий.

- Основная часть людей, которые живут в водоохранной полосе, не имеет высоких доходов, - сказал Васильев. - Мы рядом с нашим озером ходили, смотрели, как люди живут. Там действительно люди не самые обеспеченные. Поэтому в случае изъятия участков, наверное, будет большой социальный взрыв. С другой стороны, как экологам, нам нравится эта идея (изъять объекты в 10-мет­ровой зоне. - М. А.), но нужен механизм, как это реализовать.

А вот представительница экологического союза “Табигат” Анна ХАМЧУКОВА заявила, что проблему предлагаемая норма не решит.

- Мы же прекрасно видим, что люди строились вплотную к реке, - сказала она. - В некоторых случаях через речку была проложена труба, и на ней были постройки. Мы открываем ящик Пандоры для застройщиков. Предложение такое: нужно индивидуально рассматривать каждый случай.

Эколог Павел ПЛОТИЦЫН (известный в соцсетях как Александров) тоже выступил категорически против сужения водоохранных полос. В качестве альтернативы он предложил узаконить расположенные там 15 тысяч домостроений, а в будущем строительства вблизи водоемов не допускать.

- В верхней части города застраиваются и предгорья, и русла рек, - сказал он. - Река Есентай была застроена выше проспекта аль-Фараби, причем дома находятся ближе 20 метров. И основная опасность состоит в том, что эта норма будет использована застройщиками для того, чтобы узаконить в и без того плотных городских условиях высотную застройку. Что, безусловно, скажется на экологии. Да, экология должна служить всем. Но всем - это не тем, кто нашел в себе наглость и построил дом в 10 метрах от реки, хотя знал, что этого делать нельзя. Всем - это 2 миллионам горожан, которые страдают от недостатка свежего воздуха, потому что реки, последние коридоры для свежего ветра, начинают застраиваться.

В ходе обсуждения экологи также подняли вопрос о вырубке деревьев и кустарников в водоохранных полосах во время реконструкции русел рек и закатывании набережных в бетон. И тут начальник департамента по чрезвычайным ситуациям Алматы Серик АУБАКИРОВ выдал весьма любопытную информацию.

- Бетон и асфальт - это один из способов стабилизации, спрямления и углубления русел рек, - сказал он. - И то, что произрастает в русле реки, не является зелеными насаждениями, а является дикорастущими. Есть такое определение в законодательстве. Расчистка русел рек, в период которой происходят выкорчевывание, снос дикорастущих растений, непротивозаконна.

В какой-то момент жители ниж­них районов города и экологи сцепились не на шутку. Проходи мероприятие вживую, могло дойти и до рукопашной, как уже не раз бывало в ходе обсуждения острых социальных вопросов. Унять бушующих активистов смог Ерлан Кожагапанов, который внес дельное предложение.

- Все это можно дополнить нормой о том, что МЖК (много­квартирные жилые дома) строить будет запрещено, - сказал он. - Только индивидуальное жилое строительство.

В итоге было принято решение посетить проблемные участки, чтобы оценить ситуацию на месте, а затем провести еще одно общественное обсуждение.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть