3232

Опыт - сын ошибок трудных

ЧП и карантин в Алматы: как это было и какие уроки нужно извлечь

Опыт - сын ошибок трудных

Самый крупный город страны вместе со всей рес­публикой возвращается к обычной, привычной жизни. Но есть смысл оглянуться и проанализировать, как мы прожили это беспрецедентное время, извлечь уроки на будущее. Эта публикация - продолжение темы, начатой в предыдущем материале, который, напомним, был посвящен карантинному Нур-Султану (см. “Да будет нам уроком, или Город летающих масок”, “Время” от 28.5.2020 г.). Еще раз оговоримся, мы не затрагиваем медицинский аспект: выявление, лечение больных, профилактика - темы для отдельного большого разговора.

Когда все были дома

ЧП и карантин, разумеется, не могли не сказаться на деловой активности самого крупного города страны. По данным акимата, самые чувствительные потери были в апреле, когда не работало большинство предприятий. Розничная торговля упала на 38,8 процента, оптовая - на 65,5 процента. В сфере транспорта и складирования снижение составило 52,2 процента, в сфере строительства - 98,7 процента. Грузоперевозки просели на 78,3 процента, пассажирские - на 9,7 процента. Работающее население сократилось на 728 тысяч человек, из которых более 250 тысяч - жители Алматинской области. Потери бюджета по налогам оцениваются порядка 100 млрд тенге.

В целом же за январь - апрель краткосрочный экономический показатель, согласно данным городской статистики, снизился на 9,2 процента по сравнению с тем же периодом 2019 года. При этом в транспортной сфере спад составил 16,4 процента, в торговле - 13. Инвестиции сократились на 8,6 процента. Инфляция составила 3,4 процента. Однако коронавирус и меры по борьбе с ним практически не отразились на промышленности - здесь зафиксирован рост на 0,3 процента, в строительстве и особенно в сфере связи, положительная динамика еще более ощутима - плюс 3,1 и 9,8 (!) процента соответственно. Касательно связи вопросов нет: в изоляции только и оставалось, что часами смотреть фильмы, сидеть в интернет-чатах да болтать по мобильному телефону. Но людей больше всего интересует, конечно, малая экономика.

Власти города активно подключились к исполнению поручения главы государства частично компенсировать представителям уязвимых слоев населения затраты на коммунальные услуги (в размере 15 тысяч тенге). По данным акимата, за период карантина от горожан поступило 198 тысяч обращений, из которых одобрено 30,4 тысячи на сумму 4566 млн тенге. Еще по 19 тысячам заявок выплаты обещают при условии открытия лицевых счетов. Всего на эти нужды в Алматы выделено 2,1 млрд тенге.

Кроме того, горожанам, не имеющим возможности вовремя оплатить коммунальные услуги (за водоснабжение и канализацию, отопление и горячее водоснабжение, электроэнергию, газоснабжение, телефонную связь) в марте и апреле, предоставили отсрочку по платежам. Закрыть долг алматинцы могут до конца года, пеня при этом начисляться не будет.

Надо отметить и дополнительные меры поддержки уязвимых слоев населения на уровне гор­акимата: раздачу продуктово-бытовых наборов на сумму 370 млн тенге 48 тысячам человек, раздачу санитарных комплектов на сумму 7 млн тенге 7 тысячам человек и медицинских масок на сумму 20 млн тенге 40 тысячам человек, обеспечение 819 одиноких пенсионеров ежедневным горячим питанием на сумму 33,6 млн тенге.

Чем дышал мегаполис

В период карантина лаборатория “Экология биосферы” при поддержке фонда AirVision.kz продолжала мониторинг атмосферного воздуха Алматы. Думается, для специалистов довольно любопытны сравнения показателей проб воздуха, взятые 3, 5 и 7 апреля, с теми, что были отобраны 28, 30 апреля и 3 мая.

По результатам исследования в начале апреля были обнаружены 24 летучих органических соединения (ЛОС). Среднесуточные концентрации этих веществ 3 апреля составили 0,1-78 мкг/м3, 5 апреля - 0,1-165 мкг/м3, 7 апреля - 0,1-62 мкг/м3. Между тем исследования проб воздуха, отобранных в конце апреля - начале мая, показали в нем 23 из 26 определяемых ЛОС. Средние концентрации этих сое­динений варьировались в диапазоне 0,3-46, 0,1-20 и 0,2-15 мкг/м3 соответственно 28, 30 апреля и 3 мая. По оценке “Экологии биосферы”, средние концентрации ЛОС снизились на 73 процента, что связано с окончанием отопительного сезона, а также с дождями в дни отбора проб во второй период.

А вот как менялись средние концентрации в воздухе одной из наиболее опасных групп загрязнителей, а именно бензола, толуола, этилбензола и о-ксилола (БТЭК). В начале апреля их содержание составило 101, 67, 1 и 2 мкг/м3 соответственно. Причем содержание этилбензола и о-ксилола было в 4 и 2,7 раза ниже, чем в тот же период второго месяца весны в 2015-2019 годах. А вот концентрация бензола и толуола, наоборот, увеличилась втрое и вдвое соответственно.

В конце апреля - начале мая концентрация бензола и толуола уменьшилась по сравнению с результатами мониторингов, проведенных зимой и в начале апреля, и составила 15 и 27 мкг/м3 соответственно. Концентрация этилбензола незначительно увеличилась с 1 до 2 мкг/м3, среднее содержание о-ксилола не изменилось и составило 2 мкг/м3.

Стоп, инфекция!

В Алматы дезинфекцией очагов заражения, медучреждений и мест массового скопления людей занимаются военнослужащие Алматинского гарнизона, а также городские службы. В настоящее время эта работа продолжается, несмотря на отмену режима ЧП.

По данным акимата, ежедневно обрабатывается 5 млн кв. м улиц и 700 тысяч кв. м тротуаров. В марте в этих работах были задействованы 962 дорожных рабочих, а также 90 поливомоечных и 54 тротуаро­уборочных машин. Еще 112 человек занимались дезинфекцией урн, скамеек и остановок. Сейчас количество рабочих сократилось до 150 человек, техники - до 70 единиц.

Что касается дворов и подъездов, то поначалу задача по их обработке была возложена на КСК. Но они не справились с этой задачей, поэтому дезинфекцию взяли на себя - и, можно сказать, вовремя! - городские службы, которые привлекли для этого 70 бригад, или 500 человек. По информации акимата, в городе насчитывается 4106 дворовых территорий и 23 862 подъезда многоквартирных домов, которые обрабатывают дважды в неделю. Всего на дезинфекционные работы, осуществляемые городскими службами, выделено 900 млн тенге.

Учёт и контроль

В период наиболее жесткого карантина на основе данных системы видеонаблюдения “Сергек” и интернет-сервисов определялся уровень самоизоляции граждан. Для сравнения были использованы данные городского трафика из системы “Сергек” в один из будних дней до карантина и после его введения. Принятая стабилизированная оценка “5” означает, что в городе вообще нет машин, оценка “0” - транспортный затор. Так вот, в обычный рабочий день, по информации акимата, балл был равен 0,5. Во время карантина уровень самоизоляции составил 4,4 балла.

Однако были среди горожан и те, кто нарушал правила. По информации начальника городского департамента полиции Каната ТАЙМЕРДЕНОВА, с момента объявления режима ЧП за его нарушение к административной ответственности привлечены 2294 человека. Из них 607 человек были подвергнуты административному аресту, 1135 оштрафованы, 552 предупреждены.

Хроника алматинского карантина

19 марта. Карантин в Алматы был введен спустя четыре дня после объявления в стране (15 марта) режима чрезвычайного положения. По периметру города выставлены блокпосты; приостановлена работа непродовольственных рынков и торговых центров; для объектов общепита установлен запрет на прием клиентов (только навынос или доставка); работодатели по возможности переводят своих сотрудников на дистанционную работу и т. д. При этом дают три дня, чтобы жители других регионов успели выехать за пределы карантинной зоны, а алматинцы вернулись домой.

22 марта. Алматы останавливает, за некоторыми исключениями, автомобильное, авиационное и железнодорожное сообщение с другими регионами.

28 марта. Вводятся дополнительные ограничения. Приостановлена работа всех организаций и предприятий, за исключением необходимых для жизнеобеспечения города. Внутри мегаполиса выставлены заградительные посты. Жителям запрещено передвигаться по городу пешком и на личном автотранспорте без крайней необходимости. Разрешается выходить только за продуктами и медикаментами рядом с местом проживания. Выгул домашних животных позволен в радиусе 500 метров от дома. Людям старше 65 лет выход на улицу запрещен. Время работы общественного транспорта ограничено с 6.00 до 19.00.

1 апреля. Аэропорт прекращает прием всех международных пассажирских рейсов. Эвакуационные и репатриационные рейсы направляются в другие города.

20 апреля. С этого дня город постепенно ослабляет карантинные меры: возобновляется деятельность промышленных предприятий, строительных компаний, нотариусов по предварительной записи и одного отделения ЦОН - исключительно для обслуживания бизнеса.

27 апреля. Возвращаются к работе компании в сфере транспорта и складирования, информационно-коммуникационных технологий, финансового сектора (за исключением обменных пунктов) и профессиональных услуг (юридические, консалтинговые, аудиторские и т. д.). Начинают работать магазины, осуществляющие доставку непродовольственных товаров, и магазины и сервисные центры, реализующие и обслуживающие сельхозтехнику и запчасти. Запускаются СТО, шиномонтажки, фирмы, специализирующиеся на ремонте бытовой и оргтехники, рекламные агентства, автомойки и автосалоны (обслуживание действующих клиентов, но не продажа новых автомобилей). Кроме того, горожанам разрешают гулять во дворах и выезжать на дачи.

1 мая. Возобновляется авиасообщение между Алматы и Нур-Султаном.

4 мая. В городе возобновляется работа парикмахерских, фотосалонов, цветочных киосков, компаний по недвижимости, мастерских по ремонту обуви, химчисток, типографий и издательских домов, страховых компаний, ломбардов, обменников, частных медцентров и стоматологических клиник, рекламных агентств, а также отдельно стоящих непродовольственных магазинов площадью до 500 кв. м с графиком работы до 17.00. Сняты заградительные посты внутри города. Возобновляются авиарейсы из Алматы в Кызылорду, Петропавловск, Усть-Каменогорск и Семей.

12 мая. На следующий день после окончания в стране режима ЧП (11 мая) акимат Алматы объявляет о том, что к работе могут вернуться отдельно расположенные салоны красоты и образовательные центры.

13 мая. Возобновляется воздушное сообщение с Шымкентом, Актау, Уральском, Жезказганом, Балхашом, Урджаром и Зайсаном.

18 мая. Сняты ограничения с деятельности туроператоров, абонентских отделений мобильной связи, банков второго уровня и других организаций финансового сектора.

25 мая. Открываются объекты общепита, гостиницы (кроме хос­телов) и торговые центры, в которых работу возобновляют непродовольственные бутики, химчистки, салоны красоты и рестораны. Объекты культуры начинают проводить индивидуальные и групповые репетиции.

30 мая. Возобновляют свою деятельность мечети, церкви и другие культовые сооружения. При этом запрет на проведение коллективных религиозных мероприятий сохраняется.

1 июня. Сняты блокпосты по периметру города. Возобновляются железнодорожные перевозки в областные центры и крупные города Казахстана, а также межрегиональные автобусные пассажирские перевозки. Кроме того, возобновляется работа всех объектов спорта, культуры (но без зрителей), детских садов, организаций дополнительного образования (не более 15 человек в группе), научно-исследовательских институтов и научных центров.

Комментарии в тему

Денис АЛИМБЕКОВ, юрист, председатель общественного объединения “АРД”:

- Я вижу ряд недоработок гос­органов и силовых ведомств в период ЧП. В частности, вызывают вопросы их действия по соблюдению жесткой изоляции в жилых массивах и домах, где были выявлены очаги заражения. Полицейские должны были работать, как психологи: доступно объяснять, в чем проблема, что нужно делать, а не стращать людей, которые и без того были в состоянии стресса. А сотрудникам гражданских госорганов нужно было более мобильно обеспечить доставку продуктов. Чтобы люди видели, что их не оставили в беде.

Было много случаев, когда люди заходили в супермаркеты без масок, не говоря уже о перчатках, не соблюдалась дистанция в очередях, а сотрудники служб безопасности этих объектов не знали, как правильно себя вести с покупателями. На мой взгляд, полиция должна была помогать охране на начальном этапе - до тех пор, пока не убедится, что все делается правильно. Считаю, можно было выделить по сотруднику полиции для дежурства в крупных супермаркетах.

Кроме того, во избежание предпосылок коррупционных нарушений со стороны сотрудников силовых структур и чиновников районных акиматов на блокпостах нужно было пересмотреть вопрос о том, кто там является старшим. Насколько я понимаю, старшими были представители акиматов. Но, по моему мнению, старших должно быть двое: один - военный, а второй - сотрудник прокуратуры, в обязанности которого входит надзор за соблюдением законности. Но о прокурорах на блокпос­тах ничего слышно не было.

Думаю, надо предусмотреть, как в период вспышки опасной инфекции содержать административно арестованных. Конечно, тех, кто нарушает режим ЧП, нужно привлекать к ответственности. Но в такой ситуации опасно скопление людей. Наверное, нужно предусмотреть альтернативное наказание или выделить дополнительное помещение, где бы отбывали наказание арестованные с соблюдением всех норм санитарной безопасности.

Сейчас важно детально проанализировать все возникшие при режиме ЧП нестандартные ситуации, сделать выводы и принять протокол действий силовых структур в условиях пандемии. Тогда при подобных ситуациях, второй волне коронавируса (надеюсь, что ее не будет, но все-таки), люди в погонах справятся со своими задачами намного эффективнее.

Но, конечно, не все зависит от полицейских - сами граждане должны проявлять сознательность и соблюдать карантинные меры.

Тамара КАЛЕЕВА, президент международного фонда защиты свободы слова “Əдил сөз”:

- Во-первых, ЧП и карантин обнажили проблемы, которые есть на законодательном уровне. Особые полномочия получили санитарные врачи: они стали издавать постановления, которые не вписываются в закон о чрезвычайном положении, выходят за его пределы. Например, главный санитарный врач запретил вести фото- и видеосъем­ку в больницах и провизорных центрах. Хотя закон этого не пре­дусматривает. Кроме того, от этой чехарды с разрешениями, от которой страдали люди бизнеса, очень сильно пострадали и журналисты. То нужны были письменные разрешения, то электронные; сайты, через которые их получают, виснут, оформить пропуск невозможно. Многие журналисты жаловались на то, что невозможно было ходить по городу - полицейские останавливали на каждом углу. Причем у сотрудников СМИ были редакционные задания и другие документы, но полицейские требовали, чтобы было конкретно написано, что журналист идет по такому-то адресу. То есть был большой разрыв между указаниями и их исполнением.

Полицейские, которые патрулировали улицы (я уже не говорю о блокпостах), понятия не имели о правах журналистов, о том, что СМИ включены в список учреждений, которые продолжали работать в условиях ЧП и карантина.

Еще одна большая проблема - это доступ к информации. Это всегда была больная тема, чиновники неохотно давали информацию и шли на всяческие уловки: где-то недосказали, где-то опустили вопрос и т. д. И это все сейчас очень сильно обострилось. Все пресс-конференции проводились (и до сих пор проводятся) онлайн, и бывали случаи, когда доступ к ним давали или определенным журналистам, или избранным СМИ. Задавать вопросы напрямую журналисты не могут, приходится их пересылать пресс-секретарям или другим ответственным лицам, которые эти вопросы выбирают на свое усмотрение.

Ну и сроки. Оперативность - не самая сильная сторона наших чиновников, всегда так было, но сейчас это стало особенно видно. Сообщения, указы, приказы, распоряжения публикуются поздно, информация выдается с опозданием. И опять же, у наших чиновников есть стремление все централизовать.

В целом я считаю, что власти не справились с качественным и свое­временным информированием общества. Если люди и получали информацию, то только благодаря усилиям журналистов.

Елена ЕРЗАКОВИЧ, эксперт в области транспорта, руководитель общественного фонда Velofriends:

- В нашем городе, на мой взгляд, не было необходимости сокращать количество единиц общественного транспорта. Я понимаю, что это больше финансовый вопрос, вопрос субсидирования социальных услуг в виде транспорта, но все же. Кроме того, я считаю, что автобусы в Алматы должны были ходить до 21.00. Потому что столпотворение в автобусах в часы, когда людям нужно было приехать или уехать на работу, говорило о том, что система общественного транспорта не справляется с нагрузкой. Особенно с учетом того, что ограничили передвижение людей на личных автомобилях.

Но здесь стоит упомянуть о хао­се с разрешениями: при всех ограничениях по городу передвигалось много машин. Причем, как показывает мониторинг загрязнения воздуха, и тех машин, чьи выбросы превышают экологические нормы. Двигалась строительная техника, а именно дизельные грузовики, и за каждым из них - черный шлейф. Если автобусы уже не наносят большого вреда, поскольку идет модернизация автопарка, то насчет грузового транспорта никакого оптимизма нет.

Все алматинцы любят ругать областников, но в период карантина мы вредили сами себе. Парк автомобилей Алматы старый, он не соответствует экологическим требованиям к машинам, которые должны перемещаться по мегаполису.

Опыт карантина показал нам, что ограничение мобильности горожан (в плане автомобилей и общественного транспорта) вполне реально. Думаю, это даст сейчас новые идеи о том, как нам перестраивать транспортную систему, стоит ли вкладываться в ее расширение или же надо в долгосрочной перспективе менять наше транспортное поведение. Нам нужно обратить более пристальное внимание на велосипед как на безопасный вид транспорта. Риск заражения нулевой, потому что человек едет один. В период карантина неплохо бы дополнительно оборудовать временные велосипедные полосы для передвижения людей.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть