10784

С квартиры по тиынке…

Как в Мининдустрии и инфраструктурного развития научились ловко “кроить” документы

С квартиры по тиынке…

В перечень расходов на содержание жилого дома, который в одном из утвержденных НПА прилагается к закону о ЖКХ, норму об установке и обслуживании домофонов внесли после завершения публичного обсуждения документа. Да еще как “умело” внесли!

К законному документу “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищно-коммунального хозяйства” (который для краткости мы именуем как новый закон о ЖКХ) утвердили основные НПА - нормативно-правовые акты (см. “Дом мой - правила общие”, “Время” от 30.4.2020 г.). По последним данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), таких подзаконных документов уже 17 из 27 запланированных к утверждению.

Среди них и НПА “Методика расчета сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также методика расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума”. Он был утвержден приказом МИИР 30 марта этого года.

Мы изучали этот документ еще на стадии публичного обсуждения, когда он был в открытом доступе на сайте legalacts.egov.kz. В перечень расходов на содержание общего имущества на тот момент входило десять услуг: дератизация, дезинсекция, дезинфекция мест общего пользования; техническое обслуживание, локализация аварийных случаев общедомовых инженерных систем; их подготовка к весенне-летнему и зимнему периодам; обеспечение санитарного состояния мест общего пользования; уборка земельного участка придомовой территории; приобретение, установка, сервисное обслуживание и поверка общедомовых приборов учета; противопожарные мероприятия (приобретение и зарядка огнетушителей); текущий ремонт общего имущества; оплата комуслуг, потребленных на содержание общего имущества; хозяйственные расходы.

Мы с экспертом - председателем алматинского городского филиала республиканского объединения “Общественный защитник” Талгатом МУХАМЕДГАЛИЕВЫМ - с удовлетворением тогда отметили для себя, что в перечень расходов на содержание общего имущества вошел именно необходимый минимум работ. Упомянули и о том, без чего можно обойтись.

- Вот увидите, с этого года люди начнут отказываться от ежемесячных услуг домофонных компаний, - заметил тогда же Мухамедгалиев. - Домофонные двери в подъездах принадлежат владельцам квартир: они же их приобрели. Эти двери работают от электричества, за которое платят жильцы дома. Так за что мы платим этим компаниям по 300-400 тенге в месяц с каждой квартиры? Пора выходить на сдельную оплату: купили домофонную дверь, рассчитались и распрощались с компанией. Сломался домофон - вызвали специалиста, оплатили ремонт.

Вооружившись калькулятором, мы даже подсчитали с экспертом, сколько примерно будут платить собственники за управление и содержание жилого дома по новой методике (см. “А ну-ка подсчитай!”, “Время” от 1.2.2020 г.).

Однако на прошлой неделе в интернете вдруг появился обновленный вариант методик! Дата утверждения документа в профильном министерстве значится та же - 30 марта. А вот регистрация в Министерстве юстиции - 2 апреля. То есть в НПА за пару дней внесли дополнения, минуя привычный нам этап публичного обсуждения.

Сравнив предыдущий вариант - еще раз отметим - принятого документа и последующую версию тоже (!) утвержденного документа, я обнаружила довольно существенную разницу между ними: расходы на содержание общего имущества увеличились еще на три пункта! Теперь среди них значатся обслуживание лифтов, а также… установка домофонного оборудования и его техническое обслуживание.

С лифтами, хоть и спорно, но более-менее понятно: они считаются источниками повышенной опасности, постоянно требуют поддержания нужного функционала в порядке. Но почему в перечне оказались домофонные компании?! И почему все это задним числом?!

Вот как “Времени” ответили в МИИР на второй вопрос:

“Отмечаем, что при публичном обсуждении методики на открытом портале (от 20 января до 3 февраля 2020 г.) в редакции отсутствовали расходы по домофонному оборудованию. В процессе согласования нормативных правовых актов с комитетом по защите конкуренции Министерства национальной экономики были дополнены предложения по домофонному оборудованию. Соответственно, были внесены дополнения в правила содержания общего имущества объекта кондоминиума, которые утверждены приказом министра индустрии и инфраструктурного развития 14 апреля 2020 года, зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Казахстан 16 апреля 2020 года”.

Ловко, не правда ли? В закон-то внести изменения не так легко, а вот в подзаконные НПА - запросто! Как кому угодно.

Но по чьей прихоти на этот раз (возвращаясь к первому нашему вопросу)?!

В том же МИИР нам ответили так - на голубом глазу: норму об установке и обслуживании домофонов включили в методики и правила потому, что об этом просили вовсе не домофонные компании, а… сами жильцы многоэтажек! В комитет по защите конкуренции Министерства нац­экономики поступили многочисленные жалобы в отношении домофонных компаний, вот, мол, и пришлось регламентировать их деятельность.

“Как показал анализ, сегодня потребителям навязывают заключение индивидуальных договоров на установку и техническое обслуживание домофонной системы. При этом выставляются счета за установку домофона, включающего расходы по приобретению домофонного оборудования, в то время как сам домофон передается жильцам только в пользование, а не в собственность. Данное обстоятельство ограничивает возможность перехода на техническое обслуживание в другую компанию после установки домофона”, - сообщается в ответе МИИР.

Надо же какая высокая забота!.. Вот только выглядит эта забота (если называть вещи своими именами) на самом деле не о правах собственников имущества, а об интересах многочисленных домофонных компаний.

Рьяный защитник прав собственников, участник рабочей группы по разработке нового закона о ЖКХ, член экспертного совета при партии Nur Otan Виктор СЫЗДЫКОВ уверен: на обсуждениях в парламенте в изначально идеальном законопроекте специально понаделали дыр, которые в дальнейшем станут (и уже стали!) лазейками для всяких, скажем так, комбинаций в угоду различным компаниям, нацеленным на извлечение прибыли. Как известно, никто не хочет терять многомиллионные доходы на ровном месте. Этот подход коснулся и НПА к закону о ЖКХ.

- Я подозреваю, что министерство прогнулось под мощным лобби - в данном случае “домофонцев”, которые, как щитом, прикрылись и используют в своих целях всемогущую нацпалату предпринимателей “Атамекен”, - заявил Сыздыков.

А напоследок самое интерес­ное. Про обязательный минимум. В первом варианте утвержденного НПА о методиках был отдельно в виде таблицы указан “минимальный обязательный перечень услуг и работ по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума”. Его должны утверждать местные представительные органы и применять в тех многоэтажных домах, где собственники квартир не приняли сами решение о размере расходов или где принятые взносы оказались меньше, чем установленный минимальный размер на содержание общедомового имущества. Но в последнем варианте этого НПА уже не все так просто.

“Учитывая, что домофонное оборудование является общим имуществом, то, соответственно, собственники квартир, нежилых помещений обязаны коллегиально принять решение на собрании о включении установки домофона в смету расходов, а не принимать решения об установке домофона и выборе компании отдельными жильцами отдельного подъезда” - вот так, довольно своеобразно указано в ответе МИИР.

Где же здесь собака зарыта?

Вернемся к полному названию “нашего” НПА, утвержденного 30 марта: “Методика расчета сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также методика расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума”. Так вот, установка домофонов и их обслуживание указаны лишь в первой из перечисленных двух методик. И в правилах, принятых 14 апреля и утвержденных 16 апреля.

Другими словами, право решать, стоит ли устанавливать домофонные системы и ежемесячно их обслуживать, остается за собственниками квартир. И в МИИР нам это подтвердили: домофонное оборудование действительно является общим имуществом, а раз так, то собственники квартир, нежилых помещений обязаны коллегиально принять решение на собрании о включении установки домофона в смету расходов.

Так что будьте бдительны, дорогие сограждане - жильцы многоэтажек, когда будете рассматривать и утверждать обязательный и необязательный перечень услуг своего дома. Подмену одного другим вам могут организовать так, что и глазом моргнуть не успеете.

КСТАТИ

Нарушил - плати

Впрочем, есть в том НПА один очень важный и нужный пункт: “В случае наложения административного взыскания в виде штрафа на исполнительный орган его оплата из средств, предусмотренных на управление и содержание объекта кондоминиума, не допускается”. Это революция в жилищной сфере!

Долгое время мы наблюдали во многих КСК один и тот же сценарий: жильцы, недовольные работой председателя кооператива, писали на него жалобы во все инстанции. Жилищная инспекция, обнаружив нарушения, выписывала штраф, который оплачивался… из взносов жильцов. А некоторые управдомы подавали иски к жалобщикам за клевету, оплачивая судебные издержки... опять же из денег, предназначенных на содержание общего имущества.

Так вот теперь исполнительный орган (председатель ОСИ, доверенное лицо ПТ или управляющий МЖД) будет оплачивать штраф из собственного кармана. Не правда ли, отличная мотивация для того, чтобы выполнять свою работу добросовестно, не нарушая законы?

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть