Чего только у нас нет...
Через Жамбылскую область проходит часть международного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай. Хорошо, что в регионе есть современные автобаны. Однако плохо, что сервис при них или отсутствует, или не соответствует статусу самой дороги.
Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт еще в июле 2015 года разработал национальный стандарт, согласно которому к 2020 году планировалось отстроить вдоль всех крупных автодорог объекты придорожного сервиса. Проектировщики обещали, что при строительстве объектов будут использованы альтернативные источники энергии, а сами комплексы будут состоять из мотелей, автомоек, парковок, пунктов розничной торговли, теплых санузлов и душевых. Однако за пять лет картина вдоль автомагистрали, которую в эксплуатацию сдавали поэтапно с 2013 по 2016 год, практически не изменилась.
По информации областного управления туризма, на жамбылском отрезке дороги функционирует 61 объект дорожного сервиса, ни один из которых не соответствует международному стандарту. Ладно бы международному, но 34 недотягивают даже до нацстандарта. Главная причина несоответствия - отсутствие на объектах благоустроенных санитарно-гигиенических узлов (теплых туалетов с водой). На 20 объектах нет раковин для мытья рук. Естественно, здесь нет и асфальтированных стоянок для автомобилей.
Одной из точек, где чаще всего останавливаются путники, является знаменитый Благовещенский пост, расположенный в Кордайском районе. Наверняка те, кто ездил в Алматы или Тараз, видели по пути контейнеры, где продаются теплые яркие носки и жилеты из овчины. Здесь же готовят и блюда восточной кухни. В каждом контейнере есть топчан и пара столиков, где можно поесть. На этом все блага цивилизации заканчиваются.
Ямные туалеты расположены прямо за кафе-контейнерами. Ходить туда не советую. Ночью тем более. В темноте можно наступить в то, что не донес до ямы какой-нибудь посетитель.
Умыться, вернее, сполоснуть руки, можно в умывальнике. Местами это просто лейка с ведром. Летом ко всему этому добавляются мухи…
- Мы едем в Алматы. Остановились здесь только потому, что от самого Мерке по дороге нет туалетов. Как видите, условия здесь ужасные, но выбирать не приходится, - говорит жительница Алматы Айгерим ДОСЫБАЕВА.
Услышав наш диалог, отдыхавшие здесь дальнобойщики сказали, что придорожный сервис у нас хуже, чем в соседних странах.
- Как говорится, чего только у нас нет! У нас нет теплых туалетов, нет нормальных парковок. Охраняемые стоянки нужны. Пусть это будет платно. Главное, чтобы это было на уровне, - говорит водитель Муса МАМЕДОВ.
По этому поводу в акимате Кордайского района, как обычно, сообщили, что неудобства эти, существующие со времен Шелкового пути, временные. Но обнадежили, что в будущем здесь заработают объекты дорожного сервиса категории В с заправкой, отелем, благоустроенными туалетами, пунктами общественного питания и медпомощи, душевыми, автомойкой, охраняемой стоянкой (по направлению Алматы - Тараз) и категории С с благоустроенными туалетами и пунктами общественного питания и розничной торговли (Тараз - Алматы).
Проект стоимостью 180 миллионов тенге реализует индивидуальный предприниматель Омирали ВАРШАКИДЗЕ. Земельные участки для этого были выделены еще в 2014 году.
- У нас 2,5 гектара земли вдоль дороги по направлению Алматы - Тараз. Мы уже построили автозаправочную станцию и станцию технического обслуживания. В прошлом году приступили к строительству двухэтажного здания. Здесь планируются кафе, магазин, аптека, душевые, гостиница и бистро, - говорит Варшакидзе.
Когда именно заработает этот кемпинг, неизвестно. В будущем - понятие растяжимое. Кстати, кафешки-контейнеры местные рестораторы арендуют по 50 тысяч тенге в месяц. А таких здесь 25.
Благовещенский пост не единственное место, которое не соответствует национальным стандартам. Кстати, на отрезке дороги от станции Луговая до города Шу (более 100 километров) вообще нет туалетов.
Во всей области нет сервиса, который бы соответствовал категории А, которая включает заправку, мотель, благоустроенный туалет, душевые кабины, пункты торговли, пункт питания, СТО, автомойку, автостоянку, торгово-развлекательную зону, медпункт и место для пикника. Хотя по проекту такие пункты должны располагаться через каждые 150-240 километров.
На постройку кемпингов у местных исполнительных органов денег нет. Вернее, нет такой расходной части в бюджете. Именно поэтому областное управление туризма ищет инвесторов.
- В январе 2020 года между Министерством индустрии и инфраструктурного развития и акиматом Жамбылской области был подписан меморандум о сотрудничестве в развитии придорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования, увеличении количества объектов придорожного сервиса категории А по типовым проектам и приведении их в соответствие с национальным стандартом до 2025 года. Жамбылский областной филиал акционерного общества “КазАвтоЖол” до конца текущего года планирует установить 10 санитарно-гигиенических узлов вдоль трассы Алматы - Ташкент - Термез - по три в Жуалынском, Рыскуловском и Кордайском районах и один в Меркенском, - говорит руководитель областного управления туризма Карлыгаш АРАЛБЕКОВА.
Но пока найдут инвесторов и построят туалеты, людям придется либо терпеть, либо ходить в кусты.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото автора и Юрия КИМА, Жамбылская область