Где эти дети будут учиться?
Изменения границ микроучастков и возведение пристроек: как в управлении образования Алматы собираются решать проблему перегруженных школ
Это уже третий материал, в котором мы пытаемся разобраться, как получается, что новые жилые комплексы в городе возводят, а построить школы “забывают”. После обзора ситуации и интервью с главным архитектором Алматы Алмасханом АХМЕДЖАНОВЫМ (см. “Каждой школе - по ЖК” и “Школам здесь не место?”, “Время” от 16.1 и 22.1.2020 г.) сегодня мы беседуем с руководителем городского управления образования Ляззат ЖЫЛКЫБАЕВОЙ.
- Ляззат Ауесхановна, несколько месяцев назад ваша предшественница Гульнар ХОДЖАБЕРГЕНОВА говорила, что в Алматы насчитывается 15 перегруженных школ, где в классах учится 35 детей и более. Я пыталась выяснить, что это за школы, даже запрос в акимат отправляла, но мне их так и не назвали. Может быть, вы их перечислите?
- Многие школы в городе действительно перегружены. Например, в Алатауском районе в сентябре открылась школа №201 на 600 мест, но обучаются в ней более тысячи детей: в начальных классах - более 40 человек в каждом, в среднем звене чуть меньше. Как считать, перегружена эта школа или нет? В общей сложности в школах Алматы учатся более 261 тысячи детей, 120 тысяч из них - ученики 1-4-х классов. То есть началка наиболее перегружена. В этом учебном году первоклассниками стали 32 тысячи детей. Это на две тысячи больше, чем в прошлом, но при этом количество школьников в других классах увеличилось на 15 тысяч. То есть на ситуацию с наполняемостью школ влияет не только рождаемость, но и внутренняя миграция.
- В городе есть популярные гимназии, в которые детей привозят со всех районов Алматы. Допустим, в классе 40 учеников. Вы знаете, сколько из них попали в эту школу, потому что живут на ее микроучастке, а сколько - по каким-то другим причинам. Я в курсе, что ребенка обязаны принимать в школу, не учитывая прописку, но только в том случае (и это самое важное!), если в гимназии есть свободные места. В классе должно учиться не более 25 человек.
- Я вижу, вы хорошо владеете ситуацией. Учитывая происходящие процессы, микроучастки нужно пересмотреть. Сейчас они неправильно рассчитаны. Бывает, что школа маленькая, а микроучасток большой или жилой комплекс рядом построили. Важно также проанализировать ситуацию, о которой вы говорите. Берем класс и смотрим, сколько детей учатся по данному микроучастку, а сколько - из других. И все ли из тех учеников, кто живет в других районах, на самом деле приняты на свободные места, которые официально были заявлены на сайте bilimalmaty.kz (через этот портал идет прием детей в школы. - О. А.).
Что же касается микроучастков, сейчас районные управления образования совместно с акиматами изучают эту ситуацию, собирают все информацию. Первая задача - пересмотреть границы микроучастков. Будем составлять подробную карту, чтобы в апреле-мае (за месяц-два до начала приема в школу) родители точно знали, куда они поведут своего ребенка. Но пока я не могу сказать, как именно могут измениться границы микроучастков.
- Вы же понимаете, что не всем это понравится.
- Конечно. Бывают ситуации, когда люди специально покупают квартиру, чтобы их ребенок попал в определенную школу! И если после корректировки микроучастков окажется, что их дом уже не относится к ней, они будут возмущаться. Но эти меры продиктованы объективными причинами, и мы будем проводить разъяснительную работу с родителями.
- Не получится ли так, что наша газета об этом напишет, вы, возможно, позже еще раз об этом объявите, народ возмутится - и вы оставите все, как есть?
- Пока мы ничего не меняем, только собираем информацию. Когда все будет готово, проанализируем и будем принимать коллегиальное решение. На детях, которые уже учатся, это никак не отразится, но повлияет на тех, кто только придет в школу. Мы будем более тщательно следить за тем, как идет набор в школы, особенно в перегруженные.
Есть еще и проблема с временной пропиской. Родители нередко делают ее специально перед 1 сентября, и директор не имеет права не принять ребенка. Пока мы не знаем, как решить этот вопрос. Может, вы нам в этом поможете?
Мониторинг перегруженных школ - это первостепенная задача, которую я ставлю. Если мы сегодня эти вопросы не отработаем, то 1 сентября 2020 года в классах будет еще больше детей. И не только в центральных районах, но и школах, расположенных на приграничных с областью территориях.
- Когда в городе приступают к строительству нового жилого комплекса, у управления образования запрашивают информацию о том, достаточно ли вокруг школ?
- Не всегда. Я три года была заместителем управления образования и помню единичные случаи, когда к нам поступали такие запросы. Если бы они были, то мы бы отвечали: “Да, одна школа есть, но и та перегружена”. Как я уже говорила, сейчас в начальных классах детей больше, чем в средних и старших. Но ведь те, кто сейчас, допустим, в четвертом классе, перейдут в пятый и так далее. И вся школа будет перегружена! В связи с этим акиматом принимаются кардинальные меры: ведется строительство двух школ, скоро начнут возводить еще восемь на 12 900 мест.
- Но это на окраинах...
- Да, они в основном появятся на окраинах. Но в центре и других районах, где нет свободной земли, появятся пристройки к уже существующим школам. Сейчас продолжается строительство пристроек в школах №123, 172, 164, 61 и 140. В этом году начнутся работы в школе №38 (здесь запланирована пристройка на 600 мест - в этом районе как раз построены новые жилые дома) и гимназии №60. Разрабатываем документацию по пристройкам к школам № 102 и 57.
Сейчас наши специалисты анализируют, выясняют, где можно провести такую работу. Если у вас есть какая-то информация, мы готовы ее использовать. Почти по всем перегруженным школам мы дали заявки на возведение пристроек, но возможно ли их строительство, решается при проектировании. Даже если школа сегодня не перегружена, информация по ней нужна - может, там через два года построят жилой комплекс.
Давайте я приглашу руководителя отдела технического надзора нашего управления Кайрата КУНШУАКОВА. Он точно знает, запрашивают ли у нас информацию, когда начинают строить новые ЖК.
(Через несколько минут Кайрат Муратович входит в кабинет. Мы снова говорим о том, как так получается, что ЖК строят, а школы нет, и интервью превращается в обмен мнениями.)
- В Алматы есть план детальной планировки, согласно ему идет строительство. Управление городского планирования и урбанистики выдает архитектурно-планировочное задание, где указывается количество домов и их этажность, - повторяет Куншуаков то, что я уже слышала.
- Это понятно. Но ведь управление архитектуры должно согласовывать это с вами, чтобы не было ситуаций, когда жилой комплекс появляется рядом с перегруженной школой, - пытаюсь я выяснить нюансы.
- Официально управление архитектуры к нам таких запросов не направляет, - отвечает Кайрат Муратович.
- Кайрат, может, нам какую-то служебную записку акиму направить, чтобы у нас такие данные запрашивали? - предлагает Ляззат Ауесхановна.
- Это проблема в основном центрального района. Если речь идет о новых домах, то в документацию закладывают необходимость строительства школы, - продолжает Куншуаков. - Допустим, есть десять гектаров земли, их разбивают на участки: на пяти можно построить
ЖК, на двух - инженерные сети и дорогу, на остальных - социальные объекты. Но частник в первую очередь все равно будет строить ЖК.
- Конечно. Но если говорить обо всех районах, то важно и то, какой высоты будут новые дома. Это же можно регулировать, - замечаю я.
- Когда я проезжаю по городу и вижу новые дома, у меня первая мысль: “Куда пойдут учиться дети?” - добавляет руководитель управления. - Эту проблему нужно поднять уже сейчас, чтобы в дальнейшем что-то изменилось. Не знаю, согласования какие-то появились…
Мы представили доводы всех сторон, проблема есть, и ее, это очевидно, нужно решать. Наверное, следующий ход должен сделать акимат: собрать специалистов, подумать, что можно предпринять, чтобы школы и пристройки к ним появлялись хотя бы с такой же скоростью, как новые ЖК (правда, пока это звучит фантастически). Мы эту тему бросать не будем и подумаем, как можно повлиять на ситуацию.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР Я созвонилась с Ляззат Жылкыбаевой, чтобы уточнить некоторые моменты. Она рассказала, что после нашей встречи специалисты управления образования подготовили служебную записку акиму Алматы Бакытжану САГИНТАЕВУ. В ней перечислены 27 школ, к которым необходимо сделать пристройки или учебные корпуса, что позволит снизить дефицит ученических мест. Речь о школах №154, 120, 8, 5, 6, 27, 72, 97, 117, 121, 132, 133, 155, 199, 69, 80, 103, 112, 129, 193, 4, 29, 35, 48, 56, 59 и 170. Акимат поручил управлению городской комфортной среды провести обследование территорий школ и разработать ПСД на строительство пристроек. Кроме этого за счет частных инвестиций строят две частные школы на 1400 мест в Медеуском районе, ведется разработка ПСД на строительство еще двух частных школ на 840 мест в Ауэзовском и Турксибском районах. А еще управление образования направило запрос в управление городского планирования и урбанистики, чтобы заранее знать, где появятся новые ЖК, и предусматривать в этих районах строительство школ.