7504

Ваше кодовое слово?

Почему лучше промолчать, если у вас спрашивают данные платежных карт

Ваше кодовое слово?

У жительницы Нур-Султана мошенники сняли все деньги с депозита, которые она копила 10 лет. Ей позвонили якобы из отдела безопасности Халык Банка и попросили назвать CVV-код. В Северо-Казахстанской области женщина, продававшая грузовик через сайт объявлений, стала жертвой интернет-мошенников, потеряв 2 миллиона тенге. Мужчина из Костаная получил SMS о попытке смены пароля в интернет-банкинге. Следом ему позвонил якобы сотрудник банка, который сообщил, что кто-то пытается снять с его карты деньги, и попросил назвать код, отправленный в SMS. После того как код был назван, доступ к личному кабинету был заблокирован, а деньги исчезли. У казахстанского журналиста в Испании с карты украли 700 тысяч тенге...

Это далеко не полный список новостей о мошенничестве с банковскими картами за последний месяц. Сообщения о том, что неизвестные лица украли деньги с карт, счетов и депозитов, поступают буквально каждый день со всех уголков страны.

По некоторым данным, с начала года более четырех тысяч казахстанцев лишились своих сбережений по вине аферистов. И цифра эта неуклонно растет, несмотря на то что и правоохранительные органы, и сами банки призывают граждан быть бдительными.

Но Казахстан в этом плане не уникален. В той же, к примеру, России, по данным Центрального банка, в прошлом году жертвами таких злоумышленников стали более 400 тысяч человек, а сумма украденных денег превысила 1,38 млрд рублей.

Как обманывают…

Приведем в качестве примера наиболее распространенные методы мошенничества с платежными картами.

Продажный метод. Человек выставляет на продажу какой-нибудь товар. Ему звонит потенциальный покупатель и заявляет, что готов купить не торгуясь, и просит номер карты, чтобы перечислить предоплату. Затем снова звонит и просит продиктовать код из SMS-сообщения, который якобы нужен для подтверждения перечисления денег. Доверчивый продавец диктует код и остается ни с чем, поскольку этот код позволяет мошеннику сменить пароль интернет-банкинга и получить доступ к чужим деньгам.

Психологический метод самый распространенный. С номера, который определяется как банковский, звонят якобы сотрудники службы безопасности банка. Они сообщают, что некто пытается взломать аккаунт в интернет-банкинге или совершить перевод от имени клиента, и просят также продиктовать SMS-код или паспортные данные, или CVV/CVC-код (трехзначный номер на обратной стороне карты). Якобы эта информация нужна для того, чтобы предотвратить преступление. При этом оказывается психологическое давление: человека торопят, не давая времени на раздумья, мол, если не скажете, то лишитесь денег. Дальше схема такая же, как и в первом методе.

Выигрышный метод. Вам на электронный адрес приходит письмо, в котором сообщается, что вы стали участником розыгрыша автомобиля/денег/гринкарты и ­т. д., и предлагается заполнить анкету. После этого вам сообщают, что до получения приза осталось несколько шагов, нужно только отправить SMS-сообщение, получить на него ответ и внести полученный код в анкету. Принцип тот же самый.

Удаленный метод. С вами связываются якобы сотрудники банка и сообщают о какой-нибудь проблеме с вашим счетом. При этом они просят вас установить специальное приложение на мобильный телефон, которое позволит сотруднику банка решить проблему в удаленном доступе. “Вам даже не надо приезжать в отделение, вы сэкономите свое время”, - заверяют они. Приложение оказывается вирусным: оно передает злоумышленнику все данные с телефона, включая пароли, которые вы вводите в своем мобильном устройстве, пользуясь интернет-банкингом. Бывает и так, что пользователь сам устанавливает какое-либо приложение, к примеру, якобы дающее скидки. Но принцип работы у них тот же.

Кредитный метод. Принцип получения доступа в личный кабинет такой же, как и в вышеописанных способах. После того как злоумышленник получает доступ, он оформляет кредит на ваше имя. После этого он звонит, представляется сотрудником банка, используя полученную информацию, сообщает, что мошенники оформили на вас кредит, и говорит, что надо срочно обналичить эти деньги, пока их не сняли мошенники. После того как человек получает деньги, лжесотрудник советует закинуть всю сумму на его же карту - якобы кредит после этого будет погашен. Естественно, как только деньги поступают на счет, они тут же исчезают, поскольку у мошенников есть доступ к личному кабинету.

Оригинальный метод. Мошенники не стоят на месте и каждый день придумывают все новые способы, в том числе и довольно экзотические.

К примеру, недавно в Москве аферисты позвонили 29-летней девушке и представились сотрудниками банка. Они заявили, что ее счета кто-то попытался взломать, и попросили выслать идентификационные снимки… интимного характера. Когда девушка отправила фотографии, ей пригрозили слить эту эротику в сеть, если она не сообщит данные своей карты.

А в Кыргызстане женщина увидела в интернете объявление о якобы выгодном вложении денежных средств с целью получения быстрой прибыли. Мошенники убедили ее открыть расчетный счет и периодически вносить на него деньги, сообщая коды транзакции. В общей сложности женщина внесла на него 32 тысячи долларов. Естественно, этих денег она лишилась.

Как спасти свои деньги…

1. Рассчитываясь где-либо картой (к примеру, в ресторанах), требуйте, чтобы принесли терминал и совершили транзакцию на ваших глазах. Не позволяйте уносить карту для снятия денег. Иначе злоумышленники смогут сфото­графировать ее с двух сторон и передать эти сведения мошенникам.

2. Никогда, никому и ни при каких условиях не сообщайте номер карты, срок ее действия, ­CVV/CVC-код, а также коды из SMS-сообщений.

3.  Не вводите данные своей карты на сомнительных интернет-ресурсах.

4. Не используйте для оплаты в интернет-магазинах зарплатную карту. Лучше всего завести вторую карту для шопинга и закидывать на нее определенную сумму денег, необходимую для покупок. Можно завести виртуальную карту.

5. Обязательно установите SMS-оповещение о всех операциях, совершаемых с вашей картой, и многоступенчатую систему подтверждения интернет-платежей. К примеру, одноразовый SMS-код, 3D-securities.

6. Если вы пользуетесь мобильным приложением интернет-банкинга, установите на него доступ по отпечаткам пальцев.

7. Можете завести депозит, на который можно сразу переводить часть зарплаты после ее поступления. Если вы будете распределять свои доходы между депозитом, картой для шопинга и зарплатной картой, умыкнуть деньги у вас будет гораздо сложнее.

8. Не верьте в сообщения о внезапном наследстве или крупном денежном призе, разыгрываемом какой-то компанией, к которой вы не имеете никакого отношения, не заполняйте у них анкеты и уж тем более не указывайте данные ваших карт.

9. Не ведитесь на угрозы, что если вы не сообщите мошенникам ваши данные, то ваша семья или близкие пострадают. Фиксируйте такие угрозы на диктофон и обращайтесь в правоохранительные органы.

10. Если вы потеряли карту, сразу обращайтесь в банк с требованием заблокировать ее.

11. Если вам позвонили из службы безопасности банка с просьбой сообщить данные, скажите, что вы перезвоните. Но не перезванивайте на тот же номер, с которого вам звонили, даже если вы видите, что звонок был с номера банка. Современные системы позволяют совершать подмену номеров телефонов. Лучше всего вручную набрать номер call-центра банка.

12. Не устанавливайте никаких приложений по требованию “менеджеров” банка для обеспечения им удаленного доступа. Эти приложения - программы-шпионы, которые выкачивают всю информацию с вашего телефона, в том числе пароли, и пересылают их мошенникам.

Что никогда не требуют сотрудники банков по телефону…

- Паспортные данные.

- CVV-коды.

- Коды из SMS-сообщений.

- Фотографии, в том числе и интимные, для подтверждения личности.

- Пароли доступа в личный кабинет.

- PIN-коды.

- Обналичить кредит в банкомате и закинуть эти деньги обратно на карту.

Цифры в тему

- 30,1 млн выпущенных и распространенных платежных карточек насчитывалось в Казахстане по состоянию на 1 сентября 2019 года.

- 1325 приложений для Android, ворующих данные пользователей, были выявлены на Google Play Store в июле 2019 года.

- 924,4 млн транзакций на сумму 18,1 трлн тенге было совершено в Казахстане с января по август 2019 года. Доля безналичных платежей в общей структуре операций с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов выросла по сравнению с аналогичным периодом 2018 года до 73,1% в количественном выражении и до 41,5% по объему.

- 40-е место занял Казахстан в Глобальном индексе кибербезопасности в 2018 году. Среди стран СНГ Казахстан занял 2-е место после России.

- 10,4 тыс. инцидентов, связанных с информационными атаками и угрозами, было зафиксировано в Казахстане в первом полугодии 2019 года.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Опрос в тему

Становились ли вы жертвой мошенников, промышляющих кражей денег с банковских карт?

- Да! И не раз!

- Нет. Я предпринял все необходимые меры защиты.

- Думаю, мошенникам я неинтересен.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Как вы относитесь к предложению декриминализировать статью за врачебные ошибки?

- Поддерживаю, иначе лечить нас будет некому 23%

- Я против, тогда пациент вообще останется незащищенным 49%

- Пока нужно оставить все как есть: мы не готовы к тому, чтобы что-то менять 28%

Поделиться
Класснуть

Свежее