8660

О святая простота!

444 тысячи тенге предлагают жителю Карасайского района за участок земли в 17 соток, изымаемый под строительство БАКАД

О святая простота!

В 2007 году Кайыргали АХМЕТОВ продал двухкомнатную квартиру в алматинском микрорайоне “Орбита” и на вырученные деньги приобрел 20 соток земли в селе Райымбек Карасайского района Алматинской области. При этом перед оформлением сделки продавец, не желавший платить большой налог, попросил указать в договоре купли-продажи не реальную сумму (70 тысяч долларов), а всего 500 тысяч тенге. И Ахметов с легкостью согласился, не понимая, что собственными руками копает себе яму.

Спустя некоторое время выяснилось, что участок Кайыргали лежит на пути Большой Алматинской кольцевой автодороги (БАКАД), которая пройдет по землям Карасайского, Илийского и Талгарского районов. В 2014 году аппарат акима Карасайского района обратился в суд с иском о принудительном изъятии 17,7 сотки участка Ахметова, который оценили в 444 028 тенге.

Дело в том, что в 2011 году был принят закон о государственном имуществе, статья 67 которого гласила: если собственник приобрел изымаемый участок у физического или юридического лица, то ему возмещается сумма, указанная в договоре. Если же договора купли-продажи не было, то земля изымалась по кадастровой стоимости, которая порой не превышала нескольких сотен тенге. Из-за этой нормы пострадали тысячи людей по всему Казахстану. Спустя 8 лет чиновники одумались, и в феврале этого года вступили в силу поправки в закон о госимуществе, предусматривающие изъятие земель под госнужды по рыночной стоимости.

Но в 2014 году действовала старая норма, которая подвела Ахметова под монастырь. В договоре купли-продажи, как уже было сказано, стояла сумма 500 тысяч тенге, исходя из чего Карасайский районный суд посчитал размер компенсации справедливым и удовлетворил исковые требования аппарата акима.

После этого Кайыргали Ахметов подал на прежнего владельца участка в суд, требуя признать пункт договора купли-продажи, касающийся цены сделки, незаконным. Тот, в общем-то, был не против, и в итоге специализированный межрайонный экономический суд Алматинской области удовлетворил исковые требования истца, изменив цену сделки на 8 441 300 тенге (70 тысяч долларов по тогдашнему курсу).

По идее, Кайыргали Ахметов должен был бежать с этим решением в суд, чтобы отменить вердикт Карасайского райсуда и добиваться отправки дела на новое рассмотрение ввиду вновь открывшихся обстоятельств. Но он по своей душевной простоте этого не сделал. А потом среди жителей села Райымбек пошли слухи о том, что БАКАД, возможно, не будут строить вовсе: в связи с кризисом проект и правда приостанавливали на неопределенный срок. И Ахметов, человек в правовом плане не шибко грамотный, успокоился и забыл обо всем этом на несколько лет.

Расплата за беспечность настигла мужчину в конце мая этого года, когда в одно прекрасное утро в его дверь постучали судебные исполнители. Где они ходили все это время, неизвестно, но факт остается фактом: исполнять решение Карасайского райсуда они явились спустя почти пять лет (примечательно, что деньги, выделенные на выплату компенсации Ахметову, все эти годы лежали на счету департамента юстиции Алматинской области).

Судисполнители потребовали, чтобы Кайыргали, его жена и сын до конца июня освободили те 17 соток (вагончик, в котором с 2007 года живет семья, расположен как раз на изымаемом участке), что подлежат изъятию по решению суда, а иначе их выселят принудительно. Но деваться Ахметовым некуда - другого жилья у них нет, а жить на оставшихся двух сотках, практически под колесами строительной техники, ясное дело, невозможно.

Недавно Кайыргали обратился в суд с жалобой на действия судебных исполнителей - нарушения в их работе налицо. А вот что делать с самим решением Карасайского райсуда, определившего сумму компенсации в размере 444 тысяч тенге, мужчина не знает - сроки для подачи апелляционной жалобы давно истекли. Вот и пришел он к нам в редакцию как в последнюю инстанцию.

- Помогите мне, пожалуйста, я не знаю, что делать, - чуть не плачет мужчина. - Мы на улице остаемся, на 400 тысяч разве что конуру собачью купить можно!

Комментарий в тему

Денис АЛИМБЕКОВ, юрист, председатель общественного объединения “АРД”:


- Этот гражданин допустил две серьезные ошибки, которые совершают многие казахстанцы. Первая - это то, что он согласился указать в договоре меньшую сумму, чем есть на самом деле. Да, люди не хотят платить большие налоги, но в конечном счете это может выйти им боком, как в этом случае. Так что честность - лучшая защита. Вторая ошибка - это то, что он пустил все на самотек, не добившись пересмотра дела и увеличения компенсации.

К сожалению, многие наши граждане халатно относятся к таким вопросам. У нас низкая правовая грамотность населения, люди не знают законов, не знают даже, где это все можно посмотреть.

У нас периодически проводятся акции типа “Народный юрист”, когда юристы бесплатно консультируют всех желающих. Я считаю, что такие акции должны проводиться на постоянной основе, например, раз в месяц. Причем нужно не только консультировать, но и проводить обучающие семинары. И участвовать в них должны все адвокатские конторы, палаты юридических консультантов, а также юристы акиматов. Вот так можно повысить правовую грамотность наших граждан.

Что касается вашего героя, то Гражданский процессуальный кодекс предусматривает возможность восстановления процессуальных сроков, если они были пропущены по уважительной причине. Для этого ему нужно обратиться в суд.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА и предоставлено Кайыргали АХМЕТОВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть