Разруха в головах, а не на свалках
В Казахстане нет стандартов экологического строительства. Об этом на прошедшем вчера в Алматы форуме “Зеленая экономика в городской среде: как перейти от теории к реализации” заявил бизнесмен Максим БАРЫШЕВ, который построил для своей компании первый в Алматы “зеленый” офис.
По словам предпринимателя, эта идея возникла у него после урагана 2011 года, когда он понял, что природа не прощает потребительского отношения к себе. Сегодня экоофис обеспечивает себя энергией за счет солнечных панелей, сберегать тепло также помогают многослойные панели на стенах и окна с серебряным напылением. Вода в здании разделена на питьевую и техническую - в туалетах используется дождевая вода, для сбора которой на крыше установлена специальная емкость. Все это привело к тому, что только за первый год компания сэкономила 10 000 кВт/ч энергии и 80 м3 воды. Мебель в офисе тоже экологичная.
Казалось бы, такой проект городские власти должны были принять на ура, однако при его реализации возникла проблема.
- Акимат сразу сказал: экоофис строить мы не разрешим, потому что нет СНиПов по строительству такого офиса, - рассказал Барышев. - Мы вам разрешим построить обычный, нормальный офис, а когда вы введете его в эксплуатацию, делайте какие хотите навороты. До сих пор, насколько я знаю, стандартов в экостроительстве у нас нет.
Однако даже в тех отраслях, где прописаны четкие стандарты, не все гладко. Как сообщила в ходе форума представитель экологического общества “Зеленое спасение” Светлана СПАТАРЬ (на снимке), статья 301 Экологического кодекса запрещает принимать для захоронения на мусорных полигонах пластмассу, пластик, полиэтилен, бумагу и картон, литиевые батареи, электроприборы и многое другое.
На деле же эта норма не соблюдается, все эти отходы попадают на полигоны и лежат там десятилетиями, отравляя почву, воду и воздух. Впрочем, это неудивительно: по данным координатора Казахстанской ассоциации по управлению отходами KazWaste Айжан РЫСКУЛОВОЙ, на сегодняшний день из 4000 мусорных полигонов Казахстана разрешительные документы имеют всего 590, а соответствует всем требованиям и стандартам всего один.
Проблема, по мнению Светланы Спатарь, также заключается в том, что раздельный сбор мусора не прописан в законодательстве, вследствие чего большинство граждан этим вопросом не заморачиваются. Кроме того, не обозначена ответственность производителя, чей товар в итоге превращается в отходы и загрязняет окружающую среду. Между тем в Европе, например, утилизация отходов изначально включается в производственный процесс.
- Проводят какие-то экофорумы, стартапы, - говорит Светлана Спатарь. - Ребята, решите сначала проблему со сбором своих пластиковых бутылок! В то же время нет поощрения производителей, которые сокращают количество отходов и при производстве, и в дальнейшей “жизни” своих товаров. Кроме того, хотелось бы сказать, что люди хотят получать деньги за сбор мусора, это нормально. Стопроцентно экологически ответственного населения не будет никогда. Есть ответственные, есть безответственные, и заинтересованность должна быть. Во многих странах это работает. В Ташкенте, например, люди сдают пластик. У нас же он слишком дешевый, и чтобы сдать несколько килограммов пластика, нужно потратить много времени. Кроме того, его надо где-то хранить. Пока это невыгодно, люди не будут ничего делать.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы