2931

Руки прочь от ребёнка!

Насилие над детьми: кто виноват и что делать?

Руки прочь от ребёнка!
Коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

В последнее время все чаще в прессе и социальных сетях появляется информация о насилии над несовершеннолетними. Детей избивают, насилуют, даже убивают. И вдвойне страшно, когда делают это родители или другие близкие родственники - ведь если от чужого дяди на улице можно убежать, то от отца с матерью, отчима или мачехи никуда не деться.

Взять, к примеру, историю 28-летней жительницы Жетысайского района Туркестанской области, которая долгое время истязала дочерей своего сожителя от первого брака: кромсала ножницами, заставляла часами сидеть в ванне с холодной водой и т. д.

Отцы и отчимы тоже творят с детьми невообразимые вещи, причем в большинстве случаев это сопряжено с сексуальным насилием. Например, в начале этого года стало известно, что житель Актау, самостоятельно воспитывавший четверых детей, на протяжении долгого времени насиловал родных дочерей на пару со своим приятелем-квартирантом.

Авторы проведенного общественным фондом “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана” исследования “Насилие по отношению к детям в Казахстане. Экспертный дискурс” отмечают, что за последние годы увеличилось количество преступлений в отношении несовершеннолетних. Кроме того, остро стоит проблема детского суицида, причем нередко попытки свести счеты с жизнью дети предпринимают после сексуального насилия. К примеру, 12 июня в Алматы умерла 15-летняя девочка, которую осенью прошлого года пытался изнасиловать 19-летний парень. Семье ребенка не удалось ничего доказать, и в итоге девочка, не выдержав давления, решила наложить на себя руки. Несколько дней врачи боролись за ее жизнь, но безуспешно - спустя несколько дней девочка скончалась в больнице. Кстати, по данным исследования, наиболее склонны к суициду именно девочки в возрасте 15-17 лет.

Почему же происходят все эти вещи? Общественный деятель Дина СМАИЛОВА уверена, что подобные явления порождает безнаказанность.

Дина СМАИЛОВА.

- У нас выработалось толерант­ное отношение к насилию, - говорит она. - Кроме того, люди не верят в правоохранительную систему. Например, недавно нам на телефон доверия поступил звонок о факте педофилии. И мама думала, подавать заявление или нет. Говорит, если они не раскроют, я еще останусь виноватой. Безнаказанность порождает такие явления. Надо быть честными: у нас высокий уровень безработицы, высокий уровень алкоголизма. Причем матери стали пить. Много людей с психическими заболеваниями. Нет системы ответственности. Например, за границей, если на человека нападают в темном переулке, виноват будет даже дворник, который не вкрутил лампочку. А у нас никто не будет наказан. Даже полицейский, который необоснованно закрыл дело, максимум получит дисциплинарное взыскание. А преступник тем временем на свободе и совершает следующее преступление. Поэтому я считаю, что нужно в корне пересмотреть законодательство и ужесточить наказание за изнасилование, побои и другие подобные преступления.

Справедливости ради стоит отметить, что полиция все-таки работает над проблемой насилия в отношении детей. Как рассказала нам начальник ювенальной полиции города Лейла АЛИПБАЕВА, стражи порядка ведут разъяснительную работу, регулярно проводят профилактические мероприятия и реагируют на любой сигнал о неправомерных действиях в отношении несовершеннолетних.

Лейла АЛИПБАЕВА.

- Одной из основных задач под­разделения ювенальной полиции является защита прав и законных интересов детей, - говорит она. - Мы в своей деятельности сотрудничаем с органами образования и здравоохранения. У нас составлен график встреч с родителями на базе учебных заведений. Мы разъясняем им их права и обязанности, прописанные в Кодексе о браке и семье. За неисполнение родителями своих обязанностей статьей 127 Кодекса РК об административных правонарушениях предусмотрена ответственность. Кроме того, за жестокое обращение с детьми предусмотрена уголовная ответственность - это статья 140 Уголовного кодекса.

- А дети могут обращаться к полицейским самостоятельно? Или обязательно, чтобы их представлял кто-то из родителей?

- Конечно, могут. Мы обязаны реагировать на любой сигнал и проверять информацию. Если факт имеет место, то мы его регистрируем и принимаем меры. Также у нас налажен тесный контакт с органами здравоохранения, главным образом с педиатрами, чтобы, если они обнаруживают какие-то подозрительные следы на теле ребенка, сразу сообщали нам об этом. Кроме того, мы проводим оперативно-профилактические мероприятия, направленные на выявление неблагополучных семей (где родители, например, злоупотребляют алкогольными напитками, наркотиками, не соз­дают нормальные условия для детей и не занимаются их воспитанием). Такие семьи ставим на учет и работаем с ними. Проводим профилактическую работу в целях предотвращения жестокого обращения, насилия в этих семьях в отношении детей. Работаем над улучшением бытовой обстановки в этих семьях, проверяем посещаемость детьми учебных заведений. Списки неблагополучных семей обязательно передаем в поликлиники по месту жительства, чтобы участковые врачи тоже брали их на заметку и к ним было пристальное внимание. Еще мы работаем с неправительственными организациями, с общественностью - если они выявляют какие-то случаи, то звонят нам.

- Многие граждане не хотят сообщать о подобных фактах полицейским, потому что не хотят в последующим иметь проблемы с соседями. Возможно ли анонимное обращение? Несколько лет назад МВД презентовало программу “Соседский присмотр”, но руководитель пресс-службы ДП Салтанат АЗИРБЕК говорит, что это был пилотный проект и в Алматы его не реализовывали.

- Да, такой программы у нас нет. Но если человек не хочет, чтобы соседи знали, что сигнал поступил от него, то мы идем ему навстречу. Хотелось бы отметить, что у нас все-таки больше неравнодушных, сердобольных людей, которые становятся на защиту детей. Есть у наших людей гражданская позиция по этому вопросу.

Авторы исследования “Насилие по отношению к детям в Казахстане. Экспертный дискурс” считают, что для изменения ситуации с насилием необходимо работать над изменением поведенческой модели казахстанцев.

“Конечной целью формирования ненасильственного поведения должно стать овладение нравственным знанием, основанным на идеях ненасилия, которое должно повлечь за собой изменения в поведении. Но нравственное знание, которое предполагает изменение в поведении, не может быть сформировано на основе теории. Необходима практика в виде интерактивных методов (тренингов), когда знание и навыки формируются на основании полученного и проанализированного в ходе игр, упражнений и дискуссий личного опыта; создания среды, в которой практиковались бы уважение к достоинству человека и человеческой личности, соблюдались бы права каждого индивида и использовались методы ненасильственного разрешения возникающих конфликтов. Поэтому важно, чтобы обучение школьников осуществлялось параллельно с обучением педаго­гов и родителей”, - говорится в исследовании.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

- По данным комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, в 2018 году в Казахстане было зарегистрировано 2125 уголовных правонарушений в отношении несовершеннолетних.

- В I квартале 2019 года - 628.

Мадина АИМБЕТОВА, фото с сайтов express-k.kz и informburo.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть