13418

СЭР был не уполномочен?

В Караганде вынесли весьма странный оправдательный приговор

СЭР был не уполномочен?
Вот так выходила из СИЗО ДКНБ в 2012 году Алия Даутпаева.

В шахтерской столице тихо случилась самая настоящая судебная сенсация: местная Фемида одним махом оправдала аж 11 человек! Но это не единственная удивительная новость. Если верить приговору Октябрьского райсуда, сотрудники службы экономических расследований (СЭР) комитета госдоходов Минфина не имели полномочий выводить на чистую воду уклонистов от уплаты налогов и выписывающих фиктивные счета-фактуры “обнальщиков”.

Иногда любопытно узнать, как поживают герои былых публикаций, которым наша газета чем-либо помогла. Так, в конце 2012 года мы рассказывали о том, что компанию карагандинцев незаконно содержат под стражей. Шестерым подозреваемым, среди которых оказались дочь экс-судьи Ольга МАЛЫШКО и супруга бывшего полицейского Алия ДАУТПАЕВА, вменяли в вину создание организованной преступной группировки, лжепредпринимательство и пособничество в уклонении от уплаты налогов. Ущерб государству, по подсчетам следствия, тянул на 12 миллиардов тенге. Не делая утверждений о невиновности фигурантов, мы лишь подчеркивали, что правоохранители не имели права томить их за решеткой сверх положенных законом сроков. И нас услышали - людей освободили (см. “Хотим в тюрьму!” и “Им вчера дали свободу!”, “Время” от 30.10 и 1.12.2012 г.).

И надо же, по прошествии нескольких лет Алия Даутпаева, успевшая сменить фамилию на КУСАИНОВУ, вновь попала в поле зрения сыщиков. Притом, как оказалось, не единожды. Выяснилось, что то первое дело о 12 ярдах тихо “похоронили” по нереабилитирующим основаниям. Потом Алию привлекали к ответственности за незаконную транспортировку нефтепродуктов. Однако суд ее полностью оправдал. Свой статус неуязвимой она подтвердила еще раз нынешней весной, когда в компании нескольких карагандинских бухгалтеров и предпринимателей из разных уголков Казахстана вновь оказалась на скамье подсудимых. Их обвинили в создании и участии в ОПГ, пособничестве в уклонении от уплаты налогов и выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ.

По версии следствия, возглавляемая Кусаиновой группа причинила ущерб государству в размере

1 миллиарда 853 миллионов 954 тысяч 731 тенге! Если кто помнит, в деле экс-премьера Серика АХМЕТОВА речь шла об убытках в 2,2 миллиарда. Ну так тот был крупным государственным деятелем. А тут всего лишь основательница нескольких фирм со штаб-квартирой в Майкудуке.

Что же имелось в наличии у сотрудников СЭР против Кусаиновой и ее подельников? Они, например, выяснили, что в 2014 году Алия приобрела стопроцентную уставную долю в ТОО “Машук-2030” и оформила это предприятие на своего родного брата Абая ДАУТПАЕВА. Помимо этой фирмы, как считает следствие, ей были подконтрольны еще несколько мелких компаний, через которые она и подчиненные ей работники прогоняли и обналичивали деньги. Тем самым недобросовестные контрагенты получали возможность брать в зачет и не выплачивать налог на добавленную стоимость (НДС), а также искусственно увеличивать затраты и уклоняться от уплаты корпоративного подоходного налога (КПН).

Согласно обвинительному акту схема выглядела так: Алия и ее приближенные принимали заявки от предпринимателей на изготовление и выдачу заведомо ложных документов о совершении с ними законных по форме, но фиктивных по цели и содержанию сделок. После чего лидер группировки выбирала предприятие, через которое выписывались нужные бумаги. А затем с помощью программы “1С Бухгалтерия” изготавливались липовые накладные, акты выполненных работ, приходно-кассовые ордера и прочая “первичка”, необходимые заказчикам услуг. Они, к слову, выплачивали исполнительнице вознаграждение в размере от одного до 10 процентов от суммы противоправной, на взгляд следствия, сделки.

Суть будет проще понять на конкретном примере. Возьмем павлодарское ТОО “ПромЭнергоИзоляция”, которому однажды достались хорошие объемы строительно-монтажных работ на стратегически важных объектах: Павлодарском нефтехимическом заводе и Абайских теплосетях (ГРЭС-2) в Карагандинской области. В материалах дела указано, что фирмы Кусаиновой выписали счета-фактуры на поставку материалов и оказание других услуг на сумму, превышающую два миллиарда тенге. После вычета вознаграждения обналиченные деньги возвращались директору предприятия Фариду МАЗИТОВУ на личный банковский депозит или передавались налом. За время совместной деятельности на этом депозите скопилось без малого 500 миллионов тенге.

Помимо документальных подтверждений о сомнительном движении финансов у сыщиков имелись и показания многих свидетелей. Например, сотрудники ПНХЗ утверждали, что подрядчик Мазитов не имел права без согласования с ними заводить на завод субподрядчиков. А ведь подозреваемые твердили, что нанятые Кусаиновой рабочие активно трудились на территории объекта. Хотя никто из заводских работяг никаких сторонних наемников там не видел.

Взаимоотношения с другими бизнесменами строились схожим образом. Всего в деле речь идет о восьми эпизодах. И вот что интересно: когда следствие прижучило бухгалтеров и контрагентов, большинство из фигурантов истории поспешили покаяться в нарушении законов. Два предприятия с перепугу даже погасили невыплаченные в бюджет суммы, и потому уголовное преследование в отношении их было прекращено. Зато в суде многие отказались от своих признаний и потребовали их оправдать.

Казалось, кипы изъятых бухгалтерских документов, проведенные экспертизы, около 400 давших показания не в пользу обвиняемых свидетелей и ряд разоблачающих деталей от непосредственных участников странных сделок утащат команду подсудимых на самое дно. Что уж говорить, если даже родной брат главной обвиняемой Абай Даутпаев сдал ее со всеми потрохами и заявил, что она ему больше не сестра, так как променяла его на деньги! Однако ж не тут-то было.

Судья Октябрьского райсуда Марат КОКУШЕВ по окончании разбирательств… принес извинения подсудимым за необоснованное привлечение к уголовной ответственности и полностью всех оправдал! Кстати, приговор он огласил еще 29 апреля. Но в электронную судебную базу выложил его и выдал на руки сторонам не в течение пяти дней, как положено, а почти через месяц - 24 мая. Судебный акт получился громадным: перевалил за 600 страниц. И цитировать весь его на страницах газеты, понятно, нет никакой возможности. Поэтому остановимся на самых важных моментах.

Вершитель правосудия Кокушев отметил, что в Уголовно-процессуальном кодексе не предусмотрены должности эксперта-следователя, специалиста-следователя (спасибо Минюсту, наделившему такими названиями сотрудников СЭР). Уголовные дела могут расследовать только следователи без каких-либо приставок. И значит, по логике судьи, сэровцы не имеют полномочий выводить на чистую воду налоговых уклонистов. По­думаешь, что с 2014 по 2019 год ими было расследовано около 500 уголовных дел и упрятано за решетку около 50 человек.

А еще занятная фишка заключается в том, что, по мнению служителя Фемиды, комитет госдоходов Минфина не может быть потерпевшим по делу, поскольку… служба экономических расследований является его подразделением! Другими словами, заинтересованным лицом. Вдобавок Кокушев размазал сторону гособвинения еще и указанием на множество процессуальных нарушений и признал большинство добытых сыщиками доказательств недопустимыми. И конечно, истолковал все сомнения в пользу подсудимых.

Впрочем, похоже, это только начало нового уголовного сериала. Не согласившись с оправдательным вердиктом, прокуратура уже подала апелляционный протест в вышестоящую судебную инстанцию. Кстати, стоит напомнить, что СЭР в виде департамента перевели в комитет по финмониторингу Министерства финансов. Мы следим за развитием событий.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть