Им вчера дали свободу!
После нашей публикации в Караганде освободили из-под стражи пятерых фигурантов громкого дела о лже-предпринимательстве и пособничестве в уклонении от налогов (см. “Хотим в тюрьму!”, “Время” от 30.10.2012 г.). Фемида признала: люди находились в заключении сверх установленных законом сроков. Кроме того, суд вынес частное определение в адрес Генеральной прокуратуры и МВД, сотрудники которых допустили грубейшие нарушения законности.
В минувший четверг судья Казыбекбийского райсуда Караганды Алия ЖОШЕВА оставила без удовлетворения ходатайство прокуроров о продлении ареста обвиняемым и, поддержав доводы адвокатов, решила их освободить. Сразу же началась суета с оформлением документов. Первой на свободу вышла из СИЗО ДКНБ Алия ДАУТПАЕВА.
- Вы первые люди, с которыми я разговариваю за два года, - растерянно произнесла Алия, выйдя за тюремные ворота. - Большое спасибо газете “Время”, которая написала про нас статью! Мне эту газету адвокат приносила. Шум после публикации поднялся, все увидели, что с нами происходит... Первое, что я сделаю дома, - обниму своих детей. Их у меня трое, все маленькие. Младшей дочке был всего годик, когда меня “закрыли”. Боюсь, и не вспомнит сейчас маму...
Через несколько часов на воле оказались и остальные сидельцы.
Между тем обвинений с Даутпаевой и К0 пока никто не снимает. Если уголовное дело не закроют, то они окажутся под подпиской о невыезде. Сейчас они приходят в себя после тюремных злоключений и пока не решили, будут ли судиться с теми, “благодаря” кому так долго томились за решеткой.
Напомним, мы писали о том, что Алию Даутпаеву - супругу бывшего замначальника управление ДВД Карагандинской области - и дочь экс-судьи Ольгу Малышко еще в 2010 году обвинили в создании организованной преступной группировки. А их подчиненные Леонора АФАНАСЬЕВА, Кирилл УСТИМЕНКО и Андрей ЧЕРНЫШ считались соучастниками. По версии следствия, их фирма открыла более сотни лжепредприятий и помогала бизнесменам уклоняться от уплаты налогов, причинив ущерб государству почти на 12 миллиардов тенге. Сотрудники финансовой полиции поспешили раструбить о разоблачении коварных махинаторов, даже не сомневаясь: им светят длительные сроки. Для расследования дела была создана межведомственная следственно-оперативная группа во главе со старшим помощником генпрокурора А. АБИЛЬМАЖИНОВОЙ. По мнению обвиняемых и их адвокатов, именно она допустила ряд нарушений, из-за которых райсуд дважды отправлял дело на доследование. Ведь конкретных доказательств вины обвиняемых служителям Фемиды представлено не было - сделки с бизнесменами не расписаны, ссылки на бухгалтерские документы отсутствуют, а главное - никто из контрагентов не привлечен к уголовной ответственности. Спрашивается, как можно говорить о пособничестве в уклонении от уплаты налогов, если обманувшие государство бизнесмены (а их по делу проходит более 1200) не привлечены к ответственности? Вот суд и обязал правоохранителей провести более качественное расследование. В последний раз эти факты 13 ноября отметила надзорная коллегия Верховного суда, когда рассматривала протест прокуратуры, полагавшей: осудить группировку можно и без устранения нарушений.
Между тем в сентябре этого года истекли установленные законом предельные сроки содержания людей под стражей: на предварительное следствие дается 12 месяцев, и еще столько же положено для рассмотрения дела в суде. Причем арест могут санкционировать только служители Фемиды. А администрация следственных изоляторов руководствовалась вовсе не продленными санкциями на арест, а сопроводительными документами из Карагандинской областной прокуратуры. Мол, дело находится на рассмотрении в высоких судебных инстанциях, поэтому обвиняемых нельзя отпускать. За это представители надзорного органа во главе с прокурором области Аскаром СЕКИШЕВЫМ вместе с начальством АК 159/1 теперь получат нагоняй: в минувший четверг судья Жошева своим частным определением поставила в известность МВД и Генпрокуратуру о допущенных ими нарушениях закона.
Что до госпожи Абильмажиновой, то она до последнего цеплялась за возможность удержать Даутпаеву, Малышко и других в заточении. Согласно подготовленному ею ходатайству обвиняемым нужно было продлить арест до марта 2013 года. Однако все прокурорские старания были тщетны.
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда