7352

Медвежий угол

В селе Успенка района Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области осталось еще достаточно жителей, чтобы его спасти и превратить в перспективное. Есть главное - школа. Но люди здесь пьют воду из озера и почти не видят наличности.

Медвежий угол
Брошенные дома в Успенке встречаются на каждом шагу.

Село образовалось 130 лет назад семьями переселенцев из Воронежской и Пензенской губерний. Местность идеально подходила для земледелия и животноводства, потому что здесь есть пресное озеро, леса и пастбища. Еще до революции тут построи­ли церковь и освятили на праздник Успения. С тех пор деревня стала называться Успенкой.

Водонапорная башня есть, а толку от нее нет.

Старожилы вспоминают, как в советское время в деревне построили новые базы, завезли коров и телок из Эстонии, Латвии, Украины. Были грандиозные планы. Но все они рухнули вместе с развалом Союза.

Люди начали паковать чемоданы, и сейчас здесь осталось меньше 400 жителей. За последние 20 лет население сократилось почти в 2,5 раза. В селе практически нет работы, и выжить можно, если заниматься подсобным хозяйством.

В деревню в межсезонье люди добираются только через райцентр - город Булаево. От него до Успенки 15 км. А вот через село Рощино, куда уверенно ведет автомобилистов навигатор, сейчас не проехать из-за прошлогодних подтоплений талыми водами.

Чистая питьевая вода в Успенке - одна из главных проблем.

- Водонапорная башня давно не работает, а когда-то и колонки по всему селу были, - рассказывает старожил Николай КОРОБЕЙНИКОВ (на снимке), бывший водопроводчик. - Пункт выдачи воды есть только перед въез­дом в деревню. Работает он не каждый день и всего по два часа утром - с 10 до 12. Я близко живу, и то на мотоблоке езжу. А тем, кто живет подальше, надо идти по воду пешком пару километров или ехать на машине. Люди, которые живут в центре, часто пьют из озер, а зимой топят снег.

Так выглядит пункт раздачи воды.

Сельчане, у которых есть лошади, зарабатывают на доставке воды к домам, только флягу они продают уже не по 15 тенге, как на пункте выдачи, а по 100 и больше. Вода становится дорогой, и люди ее экономят.

- Пешком мне далеко туда идти, лошадников просить - дорого, а озеро рядом. Беру воду оттуда. Конечно, фильтрую ее, приспособилась: отрезаю горлышко от пластиковой бутылки, кладу туда марлечку, активированный уголь, цежу, как через воронку, и пью. Чистая! Можно и прокипятить, - делится секретами выживания старожил Любовь ДАНИЛОВА (на снимке). - Зимой берем воду из проруби, топим снег и лед.

На воду с пунк­та раздачи сельчане жалуются: мол, она там хоть и питьевая, но зачастую бывает желтой - то ли из-за дряхлого водовода, который строился еще в 60-х годах прошлого столетия, то ли из-за того, что емкости не моют.

Место выдачи воды видно издалека. Но приблизившись к нему, я ужаснулась: пункт раздачи живительной влаги напоминает разруху военных лет - ржавая емкость, покрытая мхом, огорожена искореженным металлом и старыми бетонными плитами. Эта территория замусорена так, что ходить по ней страшно. Сама труба зат­кнута грязной тряпкой. К этому месту приближаться-то неприятно, а пить... Пункт раздачи воды в упраздненном селе Матросово Жамбылского района выглядит совсем иначе - аккуратный и, главное, чистый.

В Успенке пока еще работает школа, но учащихся осталось чуть больше сорока человек, поэтому в некоторых классах не набирается и пяти учеников. Выпускники уезжают, чтобы поступить в петропавловские или российские вузы.

- Я учусь в городе, в колледже на физвосе (физическое воспитание. - Е. Н.). В вуз не поступала, потому что побоялась ЕНТ сдавать, - говорит Ида КУН из многодетной семьи. - В деревне мне нравится, но после города возвращаться жить сюда не хочу. Приезжаю только на выходные и на каникулы. В городе можно учиться и подрабатывать, а в селе чем заниматься? Работы нет.

На всю деревню всего один магазин, аптеки нет вообще. Чтобы съез­дить в районную больницу или на базар, жителям Успенки приходится нанимать машину за три тысячи тенге. Или идти пешком 3-4 км до трассы, где по утрам останавливается автобус - в деревню он заходить перестал еще в прошлом году. Некоторые сельчане работают в райцентре и умоляют местный акимат решить проблему с транспорт­ным сообщением. Особенно тяжело добираться до остановки зимой - идти пешком в мороз приходится почти час.

Нельзя сказать, что власти совсем бездействуют. И водоразводящую сеть в селе обещают провести в этом году, и капитальный ремонт в доме культуры сделали. Вот только это не помогает удержать в деревне молодежь.

- Хожу в ДК изредка. Парней-то моего возраста в деревне почти нет, только школьники, - сетует 20-летняя Кристина ИВАНОВА (на снимке). - Спасает интернет. Работы здесь для меня нет, учиться я не пошла, помогаю маме по хозяйству и нянчусь с маленьким братишкой. Старший брат работает на деляне, второй уже уехал в Петропавловск.

Но многие люди в Успенке или смирились со своим положением, или смотрят в будущее с пессимизмом. В деревне встречается немало брошенных домов.

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Северо-Казахстанская область

Поделиться
Класснуть