3470

А нам дышать охота!

Алматинцы пишут программу очистки воздуха, которую намерены предложить властям

А нам дышать охота!

Экосборы с личного автотранспорта, дотации на газификацию частного жилого сектора, создание зеленого пояса вокруг южной столицы - эти и другие предложения прозвучали в ходе встречи экспертов и неравнодушных алматинцев, задумавших разработать программу по очистке атмосферного воздуха.

Дискуссия развернулась вокруг снижения выбросов загрязняющих веществ от автотранс­порта, ТЭЦ-2 и частного сектора, а также градостроительных решений, способных улучшить экологическую ситуацию в Алматы.
По данным бизнесмена и общественного деятеля Ерлана НУРПЕИСОВА, сегодня в самом крупном городе страны зарегистрировано порядка 500-530 тысяч единиц автотранспорта, и примерно 300 тысяч ежедневно въезжает в город. При этом половина от общего числа машин старше 15 лет. Весь этот поток авто, по сведениям спикера, дает 40-50 процентов вредных выбросов в атмосферу. Призванный решить проблему общественный транспорт сам не без греха: из полутора тысяч единиц только 600 автобусов работает на газе, и то, по сведениям Нурпеисова, около трети из них сегодня стоит на приколе. И пополняется автопарк в последнее время только бензиновыми и дизельными автобусами. Между тем, по мнению спикера, именно общественный транспорт в первую очередь должен быть экологически чистым.
Он также предложил на въезде в город взимать с каждого автомобиля, кроме газовых и электрических, экологический сбор, объясняя это тем, что воздух - ограниченный ресурс и за его использование нужно платить. С машин, курсирующих внутри города, тоже следует взимать экосбор, но только с тех, чей возраст превышает 10 лет. Собранные деньги экоактивист предлагает возвращать автомобилистам Алматы, но уже в виде дотаций для установки на машины газобаллонного оборудования (ГБО).
- Наш автопарк должен быть минимум газовый, максимум элект­рический, - сказал Ерлан Нурпеисов. - Потому что Алматы является особой климатической зоной, где очень много трудностей с провет­риванием города. Газомоторное топливо наносит в три раза меньший вред, чем любое традиционное топливо - бензин и дизель.
Выступление спикера вызвало оживленную полемику среди участников встречи. Общественный деятель Елена ЕРЗАКОВИЧ высказала сомнения по поводу реальности идеи перевода всего транспорта на газ, а также заявила, что экосбор на въезде в Алматы проблему не решит, поскольку внут­ри города тоже полно “грязных” автомобилей. Сегодня, считает она, надо пересмотреть саму систему техосмотра транспорта, чтобы он стал барьером для выезда на дороги чадящих машин, а также сделать упор на развитие электрического транспорта - троллейбусов и ЛРТ.
Другие выступавшие предлагали ввести экосбор с каждого литра продаваемого бензина, требовать от властей активнее строить новые станции метро, настроить светофоры на так называемую зеленую волну, позволяющую машинам не стоять подолгу на перекрестках, увеличить количество платных парковок и т. д.
После бурного обсуждения мер по снижению выбросов от автотранспорта перешли к проблеме ТЭЦ-2, которая тоже ответственна за выброс вредных веществ в атмосферу города. Организатор мероприятия Асет НАУРЫЗБАЕВ предложил разработать план теплоснабжения и выдать условия для компаний-производителей. Кроме того, требуется расчет потребности в централизованном теплоснабжении и на его основе расчет мощности районных ТЭЦ. Что касается денег, то активист считает: государство должно не покупку автомобилей финансировать под льготные семь процентов, а развитие чистой энергетики. На таких условиях, уверен он, переход на экологически чистые источники энергии возможен в течение пяти лет.
Обсудили участники встречи и минимизацию ущерба, который наносит экологии частный жилой массив, топящий печи в лучшем случае углем, в худшем - разным мусором, в том числе пластиком и резиной. Финансовый консультант Расул РЫСМАМБЕТОВ полагает, что проблема заключается не в том, чтобы протянуть газовые сети во все районы города - это уже есть, а в стоимости подключения. В связи с этим предлагаются различные схемы дотирования газификации индивидуального жилья, например бесплатное подключение, но при этом повышенный тариф в первые лет пять, который позволит это компенсировать.
К слову, утвержденные маслихатом Алматы правила оказания социальной помощи предполагают возмещение всех затрат на проведение и установку газового оборудования от общей ветки до дома. Воспользоваться этой помощью могут малообеспеченные граждане, получающие государственную адресную социальную помощь и/или жилищную помощь; многодетные семьи; семьи, имеющие в составе инвалидов I, II и III групп; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; пенсионеры по возрасту. При этом их среднедушевой доход не должен превышать величину трехкратного прожиточного минимума, составляющего на сегодняшний день 29 698 тенге.
Предприниматель Ерлан КУАНЫШЕВ в свою очередь рассказал о финской системе PolarSol, которая предусматривает полное обеспечение жилых домов тепловой энергией за счет солнечного излучения. По его словам, эта система стоит около 500 тысяч евро на пятиэтажный дом, однако благодаря тому, что жителям не приходится ничего платить за отопление и горячую воду, она окупается в течение пяти лет.
В продолжение градостроительной темы Асет Наурызбаев выступил с инициативой создания зеленого пояса вокруг Алматы, который будет поглощать вредные выбросы и вырабатывать кислород. О необходимости посадки деревьев также говорил преподаватель КБТУ Бейбит АКБАЕВ, который привел в пример интерес­ные цифры. По его данным, четыре дерева поглощают одну тонну углекислого газа в год, а для того чтобы человеку полностью нейтрализовать свой CO2-след, оставляемый в течение жизни, ему необходимо посадить 40 деревьев.
- Согласно данным ТОО “Экосервис-С” в 2016 году вредные выбросы в атмосферу Алматы составили 122 тысячи тонн, - говорит Бейбит Акбаев. - Если мы хотим почистить эти выбросы, нам нужно 500 тысяч деревьев. Средняя стоимость дерева составляет от 500 до 5000 тенге, а в общем на 500 тысяч деревьев нужно около 600 тысяч долларов. Если поделить эту сумму на всех жителей Алматы, то получится всего 200 тенге с человека. В принципе, не так дорого. Кто-то скажет, что Алматы и так зеленый город, некуда уже сажать. Но на самом деле на каждого жителя приходится около четырех “квадратов” зеленых насаждений - это в 2,5 раза меньше нормы. То есть деревьев можно сажать намного больше.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть