“Волк” не съест - бюджет потянет
На решение проблем казахстанцев в социально-экономической сфере руководство страны направляет колоссальные финансовые ресурсы - более 2 трлн тенге: 1 трлн из республиканского бюджета и 1,35 трлн из национального фонда. Вскоре после того, как были обнародованы эти суммы, возникли различные суждения о том, что “разбазариваются народные деньги”, “а потянет ли экономика нашей страны”, и в том же духе. Мы решили выяснить мнение не диванных, а настоящих экспертов-экономистов: как скажутся на экономике социальные инициативы государства?
Алмас ЧУКИН:
- Выдержит ли экономика? Думаю, запросто. У нас ведь какая система формирования бюджета? Для того чтобы он меньше зависел от различных факторов, определенная часть нефтяных доходов сразу поступает в Нацфонд, а уже затем оттуда ежегодно для сбалансирования госказны в нее переводится 2-3 трлн тенге. Но в прошлом году решили более 1 трлн тенге не переводить. А сейчас президент распорядился выделить 1 трлн 350 млрд тенге, причем не сразу, а в течение трех лет. Так что затраты вполне по силам. Это живые деньги, которые сразу пойдут в оборот, в экономику.
Что касается самих инициатив, то вариантов на стадии принятия решений наверняка было великое множество. Одно понятно: хотят, как всегда, все и побольше, однако всем не хватит. Возьмем, к примеру, 20 тысяч тенге на каждого ребенка многодетной малоимущей семьи. Разумеется, никаких глобальных экономических задач эта помощь не решает. Но для каждой такой семьи, думаю, это очень хорошая поддержка.
Президент также говорил об арендном жилье, а это уже вполне определенный стимул для экономики. И строительство дорог действительно хорошая экономическая мера. Потому что при этом будут использоваться местные стройматериалы, создаваться рабочие места. Эти программы двойного действия.
Айдар АЛИБАЕВ, руководитель Союза потребителей финансовых услуг:
- Все то, что сказал президент, все цифры, которые он назвал, - это хорошо. Хорошо с той точки зрения, что власть реагирует на мнение народа, пытается каким-то образом компенсировать определенные упущения в своей политике.
С другой стороны (будем откровенны), почти за 30 лет независимости подобные инициативы объявлялись неоднократно. И, как правило, многие из них не достигали цели. Какими бы благими ни были пожелания руководства страны, у меня большие сомнения в том, что эти пожелания, так сказать, в полном объеме дойдут до земли. Прежде чем все эти деньги будут доведены до людей, они пройдут много чиновничьих инстанций, начиная с республиканского уровня и заканчивая районным.
Вячеслав ДОДОНОВ, старший научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте:
- На экономике поручения главы государства должны сказаться положительным образом, учитывая, что деньги будут использоваться не только на соцвыплаты, но и на финансирование строительства арендного жилья, инфраструктуры и т. д. Вся эта стройка внесет свой вклад в развитие соответствующих отраслей. И тот факт, что большая часть денег пойдет на производственные расходы, - это знак того, что они не скажутся напрямую на увеличении денежной массы в стране. То есть инфляционного скачка от этого ждать не стоит, по крайней мере, существенного.
Ну и, разумеется, активизируется сам социальный сектор, то есть увеличение зарплат работников нижнего звена, пособий многодетным и т. д. - это те деньги, которые вряд ли будут задерживаться у людей, учитывая, что мы говорим о малообеспеченных слоях населения. Люди будут эти деньги тратить, потому что им не до накоплений. А это значит, что будет увеличиваться совокупный спрос и прежде всего это будет спрос на товары и услуги первой необходимости казахстанского производства, потому что отечественные товары и услуги дешевле, чем импортные. Так что будет еще и такой положительный эффект от этих мер.
Разумеется, можно указать и обратную сторону этого процесса. Раз речь идет о выделении дополнительных финансов, это значит, что, скорее всего, будет пересматриваться бюджет. А значит, будут увеличиваться бюджетные расходы, а вместе с расходами увеличится и бюджетный дефицит. Но учитывая то, что он у нас находится, во всяком случае, пока, в разумных рамках, его небольшое увеличение не должно иметь значительного негативногоэффекта. Конечно, возрастут затраты и из Нацфонда, но социальная стабильность в стране важнее!
Рустем ЖАНСЕИТОВ:
- По поводу решения использовать деньги Нацфонда, на мой взгляд, беспокоиться не стоит. Средств там пока достаточно, и логика, я считаю, довольно правильная: Нацфонд должен работать на страну и на ее будущее. И ведь здесь не просто дырки затыкаются - деньги должны пойти на инфраструктуру, на те проекты, которые должны давать дополнительные доходы, способствовать развитию экономики.
Если детально разбираться, кому из граждан какую социальную помощь предоставит государство, то для госбюджета это не столь большие деньги, поверьте. На обустройство сел, строительство и реконструкцию дорог и прочей инфраструктуры суммы выделяются куда более солидные.
У меня очень большие сомнения по другому поводу: все ли деньги дойдут до адресатов в тех объемах, которые запланированы, и действительно ли будут использованы все, до тиынки, по назначению. Потому что они сейчас будут проходить многочисленные согласования, ступени и фильтры, а с коррупцией у нас борются, считаю, еще не на тех уровнях и не в тех масштабах. А контроль за использованием бюджетных денег, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Для справки
- По данным Министерства финансов, на 1 марта 2019 года средства Национального фонда составляли 25 539 846 188 тенге (25,5 триллиона тенге).
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Романа ЕГОРОВА и с интернет-ресурсов, Алматы