19052

Реактивные цены

Жители Актау из своего кармана оплачивают содержание и обслуживание атомного реактора, чья работа была остановлена… 20 лет назад!

Реактивные цены

Выяснилась эта пикантная подробность только недавно, когда возник скандал с ростом тарифов на электроэнергию (см. “Удар током” и “Включили заднюю”, “Время” от 31.1 и 7.2.2019 г.). В ходе своего расследования инициативная группа жителей и неправительственные организации региона выяснили, что на тариф (который, к слову, является одним из самых высоких в республике) влияют не только цены на газ, но и… затраты на содержание атомного реактора. И если со стоимостью газа в регионе все более или менее понятно, то информация о затратах на атомный реактор оказалась недоступной.

Немного истории

Для того чтобы понять все нюансы сложившейся ситуации, нужно углубиться в историю. В Мангистауской области практически отсутствуют крупные источники пресной воды. Поэтому с началом строительства города Актау в 1963 году встал вопрос о снабжении людей и строительных объектов электричеством, теплом и водой. К этому времени была введена опытно-промышленная испарительная установка для опрес­нения морской воды. А через год началось строительство первого в мире атомного реактора на быстрых нейтронах БН-350, который занимался опреснением морской воды. В 1999 году этот реактор остановили и начали процесс вывода его из эксплуатации.
На протяжении многих лет информация по атомному реактору была закрытой. Однако несколько месяцев назад актаусцы, к своему немалому удивлению, узнали, что все затраты на содержание и обслуживание атомного реактора возложены на их плечи. Проще говоря, они включены в тарифы на электроэнергию.
Проблему необоснованного начисления средств подняли 17 неправительственных организаций региона, обратившись с письмом к акиму и прокурору области. Аналогичное письмо они отправили министру национальной экономики Тимуру СУЛЕЙМЕНОВУ и министру энергетики Канату БОЗУМБАЕВУ.
В обращении, в частности, указано, что на содержание атомного реактора БН-350 ежегодно требуется более 1,3 млрд тенге. Так, в 2016 году затраты предусматривались в размере 1 076 814 000 тенге, в 2017-м - 203 014 000 тенге, а в 2018-м - 1 203 478 000 тенге. Но о фактических затратах за указанные периоды ТОО “МАЭК-Казатомпром” никакой информации не предоставляет.
По словам общественного активиста Мухтара УМБЕТОВА (на снимке), для покрытия этих затрат преду­смотрены другие источники.

- Существует постановление правительства от 22 апреля 1999 года “О выводе из эксплуатации реактора БН-350 в городе Актау Мангистауской области”. В нем говорится, что финансирование осуществляется по ежегодным сметам, исходя из затрат, определенных проектом. В соответствии с исполнительным договором между Академией наук Казахстана и Министерством энергетики Соединенных Штатов Америки “Относительно долговременного размещения ядерных материалов БН-350” от 18 ноября 1997 года финансирование по отдельным направлениям работы обеспечивает американская сторона. В постановлении правительства было определено, что в 1999 году покрытие расходов, связанных с поддержанием в безопасном состоянии и выводом из эксплуатации реактора БН-350 в размере 555 миллионов тенге осущест­вляется за счет американской стороны, - говорит Умбетов.
Известный в регионе правозащитник проработал в ТОО “МАЭК-Казатомпром” 24 года. В 1997 году он возглавлял профсоюз этого предприятия и не понаслышке знаком с финансовой стороной.
- В те времена работникам МАЭК не выплачивали зарплату, однако те, кто работал на БН-350, стабильно ее получали. Значит, финансирование было, а сейчас нам говорят, что якобы денег на содержание реактора нет. Мы пытались выяснить, сколько выделяла американская сторона и до какого периода. Но нам не предоставляют никаких данных. В прошлом году мы обратились с письмом в американское посольство. Пока ответа не получили, - поясняет Умбетов.

Ни ответа ни привета
С аналогичным вопросом к ТОО “МАЭК-Казатомпром” обратилось и общественное объединение по защите прав потребителей Мангистауской области. Однако и ему не предоставили никакой информации. Более того, в октябре прошлого года эта организация подала в экономический суд иск к ТОО “МАЭК-Казатомпром”.
- Мы подали иск о нарушении прав не­определенного круга потребителей на приобретение электроэнергии в соответствии с затратами на ее производство и потребовали исключить их из тарифной сметы. Однако суд в иске нам отказал, мотивируя тем, что наше общество не наделено полномочиями по взысканию убытков в пользу неопределенного круга потребителей, - рассказала председатель общественного объединения по защите прав потребителей Никар РАФИКОВА (на снимке).

Общественники и гражданские активисты обращались также в антимонопольный комитет.
- Когда эта тема поднялась, я попыталась выяснить, какая доля на содержание реактора заложена в тариф на электро­энергию. В антимонопольном комитете мне ответили, что они не утверждают тариф на производство электроэнергии, поэтому неизвестно, какие затраты и в каком объеме заложены. Нигде нет информации о сметах, расходах, что входит в тариф и сколько. Скорее всего, высокий тариф из-за содержания атомного реактора, - считает представитель инициативной группы жителей Актау Лариса ПЕРМИНОВА (на снимке).

В свою очередь заместитель руководителя департамента комитета по регулированию естественных монополий и прав потребителей Мангистауской области Бахыт БЕКМУРАТОВ подтвердил данную информацию:
- Тариф на производство электроэнергии утверждает Министерство энергетики. Именно в это ведомство компания предоставляет свою калькуляцию затрат. Мы утверждаем и регулируем тарифы только для энергопередающих предприятий. Как мне известно, на данный момент информации о затратах на содержание атомного реактора в открытом доступе нет.
Зато есть информация о том, что еще в 2007 году финансированием консервации реактора занималась американская сторона. Так, в 2007 году Петр НАЗАРЕНКО, занимавший тогда должность первого заместителя генерального директора ТОО “МАЭК-Казатомпром”, на одной из пресс-конференций заявлял, что вся деятельность по выводу из эксплуатации реактора БН-350 выполняется под эгидой МАГАТЭ при финансовой, технической и организационной поддержке США.
Для сравнения: в 2007 году тариф ТОО “МАЭК-Казатомпром” на электроэнергию составлял 3,48 тенге (без НДС), в 2019-м - 11,64 тенге (без НДС).
Газета “Время” также обратилась с письменным обращением к руководству ТОО “МАЭК-Казатомпром”. В своем запросе мы поставили ряд вопросов, в том числе и касающихся финансирования американской стороной. Однако прошло две недели, а ответа так и не последовало.
Несомненно, власти региона в курсе сложившейся ситуации. Более того, есть протокол по итогам поездки премьер-министра Бакытжана САГИНТАЕВА в Мангистаускую область от 26 октября 2017 года. В этом документе среди поднятых проблем есть вопрос вывода из тарифа электроэнергии для населения ежегодных затрат на содержание реактора БН-350. Эту проблему поручили решить министерствам национальной экономики и энергетики совместно с АО “НАК “Казатомпром” и акиматом Мангистауской области.

Сделка как удавка
Тем временем высокий тариф на электроэнергию связан не только с затратами на атомный реактор. Около 65 процентов в сумме тарифа составляет цена на газ, который поставляет АО “КазТрансГаз Аймак”. При этом многие неправительственные организации придерживаются мнения, что тарифы выросли именно с приходом АО “КазТрансГаз Аймак” на газовый рынок.
До новой компании главным газовым поставщиком было АО “Актаугазсервис” (АГС), которому принадлежало 89 процентов газовых сетей. В свою очередь АГС находился в собственности ТОО “МАЭК-Казатомпром”. Основной поставщик энергоресурсов Мангистауской области (МАЭК) еще в 2004 году приобрел имущественный комплекс АГС на аукционе по продаже конкурсной массы предприятий-банкротов ЗАО “Актаугаз” и ОАО “Батыстрансгаз”. Однако в 2012 году АО “КазТрансГаз Аймак” выкупило акции АГС, хотя тогда крупные компании региона признавали, что данная сделка в дальнейшем обернется для потребителей неизбежным ростом тарифов на все энергоресурсы. Против этой сделки выступали и власти региона.
Так, Бауржан МУХАМЕДЖАНОВ (на снимке), руководивший областью на тот момент, обращался к председателю правления АО “ФНБ “Самрук-Ка­зына” Умирзаку ШУКЕЕВУ с письмом, в котором писал: “…отчуждение акций АГС в пользу АО “КазТрансГаз Аймак” может нанести непоправимый ущерб ТОО “МАЭК-Казатомпром”, привести к возникновению перебоев в газо-, водо-, тепло- и энергоснабжении региона, значительному росту тарифов на коммунальные услуги для населения, а также дальнейшему росту протестного потенциала, осложнению социально-экономической обстановки.

 Учитывая технологическую, функциональную и экономическую взаимосвязь МАЭК и АГС, их социальную значимость, считаю передачу акций АГС в АО “КазТрансГаз Аймак” не отвечающей экономическим интересам Мангистауской области. Для сохранения надежности и бесперебойности энергоснабжения региона в целом и сдерживания тарифов на энергоресурсы прошу вас, Умирзак Естаевич, вернуться к рассмотрению вопроса о целесообразности передачи акций в АО “КазТрансГаз”.
Несмотря на все обращения, акции были проданы, в результате тарифы на электричество действительно выросли в четыре раза. Между тем в АО “КазТрансГаз Аймак” отмечают, что цены на газ устанавливают непосредственно в Министерстве энергетики РК.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора и из открытых источников, Актау

Поделиться
Класснуть