2756

Ни по земле, ни по воздуху

В Северном Казахстане ежегодно увеличивают объем вливаний в ремонт дорог, но жители региона продолжают кивать в сторону России. В соседней Омской области асфальт в разы лучше, а зимняя уборка дорог даже визуально отличается. Не лучше обстоит дело в северном регионе и с авиасообщением.

Ни по земле,  ни по воздуху

Как ни крути баранку, а с ролью северных ворот страны регион справляется слабо. Автомобилистов на североказахстанских трассах ждут сплошные неудобства - отсутствие цивилизованных туалетов, кафе и других сервисных услуг. Всего этого нет даже на приграничных постах.
Местный филиал “КазАвтоЖола” в этом году, правда, обещает установить в области дорожный павильон Kaz Way с теплым туалетом и автобусной остановкой на трассе Кокшетау - Омск в селе Чкалово. А вот местными властями работа по улучшению дорожного сервиса в регионе по-прежнему не ведется, и путники вместо сортиров вынуждены использовать кусты или остановки. Национальному стандарту соответствует всего треть существующих объектов дорожного сервиса.
Качество дорог тоже вызывает критику у водителей - асфальт на многих просто отсутствует. Около 40 процентов дорог местного значения находится в неудовлетворительном состоянии. При этом по протяженности автомобильные дороги Северо-Казахстанской области составляют почти 9 тысяч километров и занимают третье место в республике после Восточно-Казахстанской и Костанайской областей. 

В этом году на ремонт 705 км автодорог предусмотрено 37 млрд тенге. Ожидается, что за год показатель состояния дорог, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, достигнет 65 процентов. А к концу 2021 года этот показатель планируют довести до 73 процентов за счет реализации трехлетнего комплексного плана социально-экономического развития Северо-Казахстанской области, в рамках которого на ремонт дорог из республиканской казны будут выделены рекордные суммы.

А пока даже ремонтируемые участки североказахстанских дорог зачастую быстро приходят в негодность вскоре после обновления. Местные власти считают, что дело в низком качестве работ.

Заседания всё продолжаются, но дороги, увы, лучше не становятся.

- Из шести компаний, которые участвуют в разработке проектно-сметной документации, всего одна работает на территории нашей области. Там штат 12 человек, и только шесть из них занимаются разработкой ПСД. Методы работы старые, не применяется никаких инноваций, хотя в мире внедряется много нового, - констатировал на одном из совещаний аким области Кумар АКСАКАЛОВ и поручил создать рабочую группу, которая изучит, какие новые технологии можно внедрить в регионе при строительстве и ремонте асфальтового покрытия.
Он отметил, что привлечение финансовых средств из рес­публиканского бюджета требует больших усилий, но они уходят впустую, когда местными органами слабо контролируется качество выполнения работ. В регионе работают всего две лаборатории. Но при этом ГУ “Солтџстікжоллаборатория” выполняет только госзаказ, а частное ТОО “Дорожная лаборатория” загружено настолько, что местным дорожникам приходится заказывать экспертизу материалов в других регионах страны.
Причем техническая оснащенность обеих лабораторий вызывает большие вопросы. Глава региона поручил провести ревизию оборудования этих лабораторий.

На автодорогах республиканского значения в Северо-Казахстанской области ситуация обстоит получше - 88 процентов находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии. Однако автомобилисты жалуются, что трассы плохо чистят зимой. Это особенно заметно при поездке в Россию и обратно: до и после границы состояние дорог сильно отличается не в пользу Казахстана.
Руководитель областного филиала компании “КазАвтоЖол” Болатбек АЙТБАЕВ объяснил такую ситуацию недостаточным финансированием. Зимним содержанием республиканских дорог занимается единственная организация - ТОО “Казахавтодор”, имеющая для этого 85 единиц техники. В 2018 году на зимнее содержание 1468 км автомобильных трасс региона было выделено 239 млн тенге, заготовлено 2,5 тысячи тонн противогололедного материала. Это на все 13 районов области и объездные дороги Петропавловска. В то время как в Омской области, где протяженность федеральных дорог в два раза меньше, на зимнее содержание выделяют 231 млн руб­лей (или 1316 млн тенге), что в 5,5 раза больше. А обслуживают данную сеть там пять специализированных компаний с парком снегоочистительной техники 206 единиц. Для подсыпки опасных мест в приграничной с Казахстаном области России заготовлено в 10 раз больше песко-соляной смеси, чем в СКО.
- При такой существенной разнице по финансированию и материально-технической оснащенности считаем не совсем корректным сравнивать уровень зимнего содержания дорог Омской и Северо-Казахстанской областей. Просим население и пользователей дорог отнестись с пониманием к прилагаемым нами усилиям, - отметил на коллегии областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Болатбек Айтбаев.
Что касается чистки местных дорог. 288 участков общей протяженностью 964 км подвержены снежным заносам. Больше всего от этого страдают жители сел, которые, несмотря на заверения властей, что все участки находятся на контроле, регулярно оказываются отрезанными от города на несколько недель.

С транспортом воздушным у северных ворот страны тоже проблемы. Аэропорт Петропав­ловска после масштабной реконструкции уже давно способен принимать любые самолеты, но летает отсюда, как и до ремонта, только единственная авиакомпания SCAT, и то всего по трем направлениям - в Астану, Алматы и Шымкент. В 2018 году на субсидирование этих полетов из республиканского бюджета было выделено 462,3 млн тенге.
Обещанные рейсы в Москву из международного аэропорта Петропавловска так и не запустили, но зато обещают этим летом начать летать в Египет.

Спасать от закрытия убыточные пригородные железнодорожные и автобусные перевозки приходится субсидиями из бюджета. Да и городской пассажирский транспорт переживает непростые времена. Большинство автобусов морально и физически устарели, пассажиры жалуются, что салоны не отапливаются. Перевозчики Петропавловска оправдываются, что обновлять автобусный парк им не позволяют существующие цены на проезд, и просят субсидии на нерентабельные маршруты. Похоже, и эту сферу акимату придется взять на поруки.
- Государство - плохой управленец, покупать автобусы за счет бюджета неправильно. Этим должны заниматься бизнесмены. Но если так дело пойдет и дальше, то мы вынуждены будем внедрить систему государственно-частного партнерства в этой сфере, - резюмировал аким области.

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора и предоставлены пресс-службой акима Северо-Казахстанской области, Петропавловск

Поделиться
Класснуть