А зерновоз и ныне там...
Павлодарские фермеры сорвали контракты на поставку 21 тысячи тонн пшеницы и ячменя в Китай и Узбекистан, и теперь рушатся их планы построить уникальную, по их же словам, молочно-товарную ферму. Конечный срок отгрузки был 10 декабря. В казахстанской железнодорожной нацкомпании заявляют, что во всем виноват Узбекистан, где застряли зерновозы. Но крестьянам от этого не легче.
Поселок Калкаман в 60 километрах от Павлодара должен был стать историческим местом. Здесь перекресток нескольких дорог - на Баянаул, Астану, Экибастуз, Караганду, Павлодар, за которым Семей и Усть-Каменогорск. Здесь же проходит канал Иртыш - Караганда, пять насосных станций которого в советское время качали воду на 15 тысяч га орошаемых полей.
Далеко не случайно крестьяне 40 хозяйств шести районов Павлодарской области, объединившиеся два года назад в социально-предпринимательскую корпорацию (СПК) “Ертіс Агро”, на свои деньги выкупили и восстановили именно калкаманский элеватор, простаивавший с 2004 года. Они вырастили хороший урожай зерновых, мечтали продать его без посредников за границу и, получив прибыль, начать строительство здесь же роботизированной молочно-товарной фермы. Такой, какие работают в Нидерландах. А еще восстановить орошение. То есть показать, что и у нас все может быть не хуже, чем в развитых странах, и наши аграрии уже выросли из коротких штанишек.
- В 2012 году была засуха, и мы, пять хозяйств Иртышского района, расположенных в 250 километрах от Павлодара, на границе с Россией, решив, что поодиночке работать опасно, в 2013 году объединились в ассоциацию, - рассказывает глава крестьянского хозяйства “Замандас” Балгабай БАКИШЕВ. - Купили вскладчину лучшую в мире технику: четыре комбайна, пять посевных комплексов и один опрыскиватель фирмы “Джон дир”. Я возглавил нашу ассоциацию, руководитель КХ “Нур” стал у нас главным инженером, глава фермерского хозяйства “Нур” - главным агрономом, так и работаем все вместе, не ссоримся.
Вставляешь карточку в комбайн - он все высчитал, потом на трактор - он сеет, затем в опрыскиватель - он высчитывает, где надо удобрения внести, - продолжает Бакишев. - Ручного труда нет. Такой оснащенности нигде в Казахстане нет! Оказалось, что вот так, сообща, на современной технике работать очень выгодно: производительность труда резко подскочила, риски снизились. Поэтому, когда два года назад начала создаваться СПК, мы тут же в нее вступили.
- Теперь работать еще легче, многие проблемы в составе корпорации проще решать - и по гербицидам нет головной боли, и по семенам, и по юридическим вопросам. И ферму построить, где все делают роботы, сообща тоже реально. Я в этом году специально за свой счет слетал в Нидерланды, все досконально посмотрел: там роботы справляются с кормлением, удалением навоза, лечением мастита, дойкой, и в результате 130 коров может обслуживать один человек. А чем мы хуже? - резонно замечает мой собеседник.
Чудо-ферму планировали построить за три года, уже был заказан проект. Но, к сожалению, и с ней, и с орошением теперь придется подождать, если не отказаться вовсе - денег нет и, скорее всего, не будет. Элеватор СПК забит пшеницей, в бункерах пришлось даже отключить датчики, которые не давали им переполняться, но все равно 50 тысяч тонн может сгнить, потому что сейчас их засыпать просто некуда. Зарубежные покупатели дают прекрасную цену, договоры подписаны еще в октябре, но, увы, по ним не отгружено ни зернышка.
- Глава государства поставил задачу в два с половиной раза увеличить экспортный потенциал, - говорит председатель правления СПК “Ертіс агро” Ерлан ТОКТУШАКОВ. - Мы с боем в начале этого года приобрели элеватор, сами сушим пшеницу, поэтому решили отказаться от услуг посредников - трейдеров, которым уходило от 10 процентов нашей прибыли. Но с октября ни одного грамма зерна по нашим обязательствам отгрузить не можем! В КТЖ нам сказали, что все зерновозы принадлежат частным компаниям. Мы заключили с частниками договоры, оплатили вагоны, а потом они нам эти деньги просто вернули со словами: “Ребята, вагоны застряли в Узбекистане и Атырау, хоть застрелите”. Шлем заявки в АСУ ДКР (автоматизированная система управления “Договорная и коммерческая работа”. - Ред.) - они успешно отклоняются. КТЖ обещал помочь, там говорили, что в конце ноября вагоны точно будут, а теперь говорят, что в лучшем случае они появятся в феврале, - сокрушается Токтушаков. - А если мы срываем поставки и не выполняем контрактные обязательства, кто завтра захочет с нами работать?! Как увеличивать экспортный потенциал, если у нас в стране нет нормальной логистики?!
Говорить о том, что нам нужна государственная поддержка, чтобы решить вопрос с логистикой, - это все равно что городской житель сейчас начнет говорить, что ему нужна государственная поддержка, чтобы трамваи и автобусы вовремя ходили. Ну что за глупости! - не унимается глава “Ертiс агро”. - Это не государственная поддержка называется, а элементарное наведение порядка. Крупная китайская фирма просит продать им семечки, на днях разговаривали с арабами еще об одном интересном сотрудничестве. И я всем вынужден отвечать: мы не можем с вами работать, потому что даже в соседний Узбекистан не в состоянии отправить груз...
Между тем директор филиала АО “КТЖ - Грузовые перевозки” - “Павлодарское отделение грузовых перевозок” Даулетбек НИГМЕТОВ (на снимке) называет ситуацию с зерновозами... привычной, повторяющейся ежегодно.
- Причина в неэффективности использования подвижного состава, сверхнормативные простои, задержки под погрузку и выгрузку зерновозов и крытых вагонов, - объясняет он. - В Узбекистане сейчас застрял 331 зерновоз. Из них 237 простаивают более 10 суток, 28 стоят более 25 дней. То есть узбекистанский грузополучатель своевременно не освобождает наши вагоны и не возвращает. Разумеется, в связи с этим Узбекистан дополнительное количество вагонов принять не может. На нашей территории стоят в ожидании передачи 760 крытых вагонов, 792 зерновоза.
На вопрос, кто должен решать проблему, ответа получить не удалось. Вот так в Павлодарском Прииртышье оказалось под угрозой благосостояние крестьян 40 КХ, решивших поддержать государственную политику.
Ольга ВОРОНЬКО, фото автора и с интернет-ресурсов, Павлодар