2600

Душевная работа

Вчера на пресс-конференции в Алматы рассказали о проекте, который может помочь родителям, не знающим, как найти общий язык с ребенком-школьником.

Как говорят сами создатели, это проект, направленный на помощь подросткам и тем, кто рядом с ними, то есть в первую очередь нам, родителям. Появился он три года назад. Тогда по всей республике были определены 15 школ, в которых его запустили.
- Почему мы вообще об этом заговорили? На протяжении 10 лет Казахстан находился в верхней части рейтинга по детскому суициду, - рассказала руководитель Фонда женского лидерства Светлана БОГАТЫРЕВА (на снимке).

- Это комплекс­ная и многофакторная проблема, и подход к ее решению должен был быть таким же. Когда мы стали подробно изучать ситуацию, то поняли, что большую роль здесь играет система психологической поддержки, которую дети и родители могут получить на базе школы. В каждой из них есть социально-психологическая служба, но, к сожалению, она не работает в полную силу, и семьи, которые нуждаются в помощи, не могут получить ее в полном объеме. Мы провели независимое исследование: 90 процентов опрошенных признались, что хотели бы приходить на психологические консультации, но с условием, что они будут качественными и конфиденциальными (в чем люди не были уверены). А 82 процента респондентов отметили, что искали такую помощь, но не смогли ее получить.
Чего уж скрывать, оказалось, что у многих педагогов-психологов, работающих в школах, недостаточно квалификации для того, чтобы оказывать полноценную помощь детям и родителям. Нужно было их учить. Специалисты Фонда женского лидерства изучили опыт разных стран и выбрали модель работы педагогов-психологов, которая применяется в Израиле. Провели обучение на базе тех самых 15 школ, оставалось обкатать программу на практике.
Вот тут и началось самое интересное. Для работы психологам нужно было набрать родительские группы.
С одной стороны, туда могли попасть все желающие. Педагоги на родительских собраниях объясняли: если хотите найти общий язык с ребенком, научиться его понимать, решить какие-то внутрисемейные проблемы, приходите на занятия со школьным психологом.
С другой стороны, привлечь к этому нужно было мам и пап детей, которые находились в группе риска (из-за плохой учебы или поведения, склонности к суициду). Тут приходилось уговаривать, убеждать, давая понять, что ситуация близка к критической: или вы идете на занятия, или ваш ребенок может оказаться на внутришкольном либо, что еще хуже, на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
Но многие возражали: мы, мол, взрослые люди, сами прекрасно знаем, как обращаться со своими детьми, не нужно нас ничему учить. В итоге из 23 психологов, которые прошли обучение, только 15 смогли набрать родительские группы.
- Недоверие, конечно, было, - признается педагог-психолог алматинской школы №45 Мария БЛАЦ (на снимке).

- Нам говорили: ой, опять начнут воспитывать, что-то требовать... Поэтому я целенаправленно стала обзванивать родителей, чьи дети стоят на учете. Сначала в моей группе было три человека, позже к нам подключились еще двое. В итоге один из детей был снят с внутришкольного учета и еще один - с учета в инспекции по делам несовершеннолетних.
- Когда мы работали, нам стало понятно, что проблемы не в ребятах и их отношениях с родителями. Они гораздо глубже: в детстве самих мам и пап, в супружеских конфликтах, - продолжила Блац. - Когда я набирала вторую родительскую группу, пришла только одна мама. Но я все равно работала. На следующее занятие она пришла вместе с мужем. В итоге супруги разрешили проблему, которая длилась на протяжении нескольких лет. Потом мы проводили подобные группы и для подростков, и после занятий они признавались, что теперь лучше стали понимать своих родителей. Это очень важный проект. Мы наконец получили действенный инструментарий и смогли заниматься настоящей работой психолога, а не просто писать отчеты и проводить тестирования.
Сегодня эта программа работает в 10 регионах. Конечно, не во всех школах, но опыт постепенно распространяется. Буквально на днях закончился тренинг, во время которого педагоги-психологи, которые учились в прошлом году, передавали опыт своим коллегам. В общей сложности уже подготовлено около 200 специалистов, которые могут оказать бесплатную (что очень важно!) психологическую помощь на базе школ.
- Это прекрасная программа, - считает педагог-психолог алматинской гимназии №27 Елена ЗАНИНА (на снимке).

- Благодаря ей родители поворачиваются лицом к своим детям, учатся их любить, разговаривать с ними и по-другому относиться ко многим вещам. В прошлом году я провела три родительские группы. В первую приходили 15 человек, но постепенно их количество росло - как всегда, срабатывало сарафанное радио. Причем стать участником группы могли и те, у кого, казалось бы, не было серьезных проблем с детьми, но они хотели лучше их понять, установить контакт с ними. Проект оказал свое влияние и на ситуацию с суицидами: благодаря родительским группам мы смогли сократить процент детей, которые задумываются о том, чтобы уйти из жизни.
- Насколько снизилась статистика по суицидам? - спросили Светлану Богатыреву.
- Когда мы начинали пилотировать этот проект, я еженедельно запрашивала статистику, а потом поняла, что это бессмысленная и очень зыбкая вещь, - ответила она. - Некоторые суициды маскируются под несчастные случаи, потому что родители боятся или стесняются это признать. Или, наоборот, за них выдают халатность близких (был зафиксирован случай, когда пятилетний ребенок совершил суицид - любой специалист усомнится в том, что он мог сделать это в таком возрасте). В 2016 году, по официальной статистике, было совершено свыше 400 законченных суицидов среди несовершеннолетних. За это время, не только нами, конечно, была проделана большая работа. Говорят, что за три года эти показатели снизились на треть. Но, повторяю, бессмысленно опираться только на цифры. Это не самое главное.
Программа по обучению педагогов-психологов и проведению родительских групп в ближайшее время должна быть утверждена Министерством образования и науки. Тогда можно будет ждать и поддержки государства (до сих пор программа финансировалась международными фондами). Ближе к концу сентября такие группы начнут формировать вновь. Так что родители могут поинтересоваться, проходил ли их школьный психолог обучение, и если да - сделать шаг навстречу своему ребенку.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть