5542

Зоркое око Big Data

Для того чтобы собрать информацию о человеке, сегодня уже не нужно нанимать частного детектива. Достаточно посмотреть аккаунт интересующего объекта в социальных сетях. Потребуется буквально полчаса для того, чтобы узнать, где этот человек отдыхает, какие напитки предпочитает, на какой машине передвигается, где работает и с кем водит дружбу. И это только малая толика того объема информации о нас с вами, которая хранится у интернет-провайдеров, банков и операторов сотовой связи.

Всё тайное становится явным
- Представляешь, приезжаю я в аэропорт, еще даже регистрацию не прошел, а мне уже SMS приходит от моего оператора: “Перед вылетом из страны не забудьте подключить роуминг”, - возмущался один мой знакомый по возвращении в Казахстан. - Вот как они узнали, что я уезжаю из страны? Следят за мной, что ли?
- Прилетели мы с женой в Бодрум, пока ждали багаж, сфотографировались в терминале аэропорта и выложили фотку в соцсети, - рассказал другой товарищ. - Выходим из аэропорта, открываю Facebook, а мне уже показывают рекламу отелей в Бодруме!
- В который раз убеждаюсь, что Яндекс умеет читать мысли. Нужен мне, к примеру, сайт Генеральной прокуратуры. Начинаю вбивать “Генер...”, а он мне уже желаемый ресурс предлагает. Хотя мало ли вариантов - от генерала до генерировать. Сейчас опять по запросу “нац...” первым выдает нужный мне сайт Нацбанка. Чудеса, да и только, - удивляется коллега.
- Пили чай с подругой. Разговор зашел... про газонокосилки. Мой айфон лежал рядом. Вечером зашла в Интернет, а мне тут же рекламу той самой газонокосилки показывают! Они реально следят за нами! - делится другая знакомая.
Вам кажется это выдумкой? Вовсе нет...

Big Data в нашей жизни
Мы уже привыкли к тому, что, к примеру, стоит поискать в Интернете информацию о каких-либо продуктах или услугах, как тут же различные сайты начинают нам рекламировать эти продукты и услуги, а также их аналоги.
Мы не удивляемся тому, что стоит нам прикупить в каком-нибудь магазине какой-нибудь товар, как сразу же начинается спам-рассылка об акциях и скидках не только этого магазина, но и других подобных.
Все это происходит благодаря вполне безобидному с виду термину Big Data. Это инструмент, который активно используют те, кто заинтересован в том, чтобы сделать вас своим клиентом. Проще говоря, кто желает вам впарить свой товар или услуги.
И если бы использование Big Data ограничивалось только этим, то хай бы с ним. Но, увы, возможности этих методов и инструментов фактически безграничны. 

Безобидное название?
Термин Big Data знаком многим. Но не все до конца понимают, что он означает. Кто-то подразумевает под ним терабайты (1 терабайт равен 1024 гигабайтам) информации, а порой и петабайты (1 петабайт равен 1024 терабайтам). Другие полагают, что Big Data - это данные, для обработки которых требуется 1000 компьютеров. Есть и те, кто уверен, что Big Data - это просто страшилка, придуманная западными спецслужбами.
Но на самом деле Big Data существует. Под этим термином следует понимать не какой-то конкретный объем информации, а методы и инструменты обработки и анализа как структурированных, так и неструктурированных данных. Эти методы позволяют обработать любые объемы данных - от маленьких до огромных.

Big Data следит за тобой
Любое ваше действие сегодня, осуществленное с помощью современных технологий, оставляет отпечаток. Любое. Оплачиваете ли вы банковской карточкой пачку сигарет в магазине или цепляете свой смартфон к wi-fi в кофейне, где встречаетесь с другом… Как только вы это сделали, ваш банк уже знает, какой магазин вы предпочитаете и какую марку сигарет вы курите, а ваш оператор сотовой связи знает, где вы любите пить кофе и с кем вы дружите и встречаетесь в этой кофейне, потому что ваш друг/подруга/любовница, придя на встречу с вами, тоже цепляется к wi-fi или ставит геометки. А если вы рассчитаетесь в кофейне карточкой, то и ваш банк будет в курсе всей этой информации.
Эти примеры, конечно, весьма примитивные, но наглядные.
А теперь представьте, что вся информация о вашей жизни - куда ходите за покупками и развлечениями, какое пиво или колбасу покупаете, куда ездите отдыхать, где лечитесь и чем болеете, и многое-многое другое - записывается и обрабатывается на серверах компаний, чьими услугами вы воспользовались. При анализе этих данных можно предсказать с большой долей вероятности все аспекты вашей жизни на ближайший месяц и даже год! И можно найти любой скелет в вашем шкафу, даже тщательно спрятанный. Если раньше была распространена поговорка Big brother is watching you (“Большой брат следит за тобой”), то сегодня зачастую big brother заменяют на Big Data, что весьма оправданно.

Государственный контроль
Впрочем, не только коммерческие структуры используют Big Data для того, чтобы знать все о своих клиентах. Все страны мира, и Казахстан не исключение, тоже активно внедряют и используют Big Data для контроля над своими гражданами.
Все эти e-gov, базы данных учета детей, электронные паспорта здоровья, фонды соцмедстрахования, кредитные истории и т. д. - что, с одной стороны, облегчает жизнь, с другой - накрывает нас колпаком, от которого не спрятаться и не скрыться.
Почему? Потому что согласно казахстанским законам никто не вправе отказать властям в лице компетентных органов в запрашиваемой ими информации. А уж как компетентные органы воспользуются этой информацией, можно только догадываться…

Китайский синдром
В Китае к 2020 году намерены внедрить систему социального рейтинга граждан (Social Credit Score или SCS). Она будет оценивать каждого гражданина Поднебесной, отслеживая его социальное поведение: как он тратит деньги, регулярно ли оплачивает счета, даже то, как он взаимодействует с другими людьми. На основе анализа результатов каждому китайцу будет присваиваться тот или иной рейтинг, от которого будет зависеть вся его жизнь: сможет ли он получить в банке ипотеку, дадут ли ему повышение на работе, разрешат ли отдать ребенка в детский сад, куда ходят дети граждан с более высоким рейтингом и так далее. То есть то, о чем писал Джордж ОРУЭЛЛ, уже не фантастика, а реальность. Но, с другой стороны, это будет хорошей мотивацией для того, чтобы заставить людей не преступать закон и следовать общепринятым нормам поведения.

Спасение утопающего - дело рук самого утопающего
И здесь каждый должен решить для себя: хочет ли он комфорта настолько, что готов поступиться своей анонимностью, или же наоборот. Если вы относитесь к последней категории людей, то советы, как скрыться от всевидящего ока Big Data, довольно просты.
- расплачивайтесь всегда наличными деньгами;
- удалите свои аккаунты в социальных сетях;
- отключите синхронизацию ваших мобильных телефонов с облачными сервисами;
- при входе в Интернет используйте VPN;
- удалите все приложения и дополнения в ваших интернет-браузерах;
- перестаньте пользоваться электронной почтой;
- откажитесь от посещения сайтов, использующих cookies;
- не используйте интернет-сервисы по заказу еды на дом и интернет-магазины. А если все же их используете, то заказывайте доставку на какой-нибудь соседний адрес;
- не используйте мессенджеры;
- не пользуйтесь мобильным Интернетом и бесплатными Wi-Fi-сетями.

Есть свои плюсы
Несколько лет назад сеть крупнейших торгово-развлекательных центров страны сообщала, что приступает к разработке программного обеспечения, позволяющего обеспечить клиентов лучшим сервисом. Суть технологии сводилась к тому, чтобы спецустройства связывались с мобильным телефоном клиента и анализировали его профиль в соцсетях, а также историю его покупок при помощи банковской карты и предлагали ему тот товар, который бы наверняка ему понравился и подошел бы как по размеру и вкусу, так и по цене. То есть зашел ты в магазин, а тебе приходит SMS: в таком-то магазине на таком-то этаже висят твоего размера брюки, на которые сегодня 50-процентная скидка. Классно же!
Или другой пример. Уже скоро в Казахстане появятся навигационные программы, которые помогут водителям найти место для парковки. Система, зная пункт назначения и отслеживая маршрут, будет подсказывать свободные парковочные места в максимальной близости к нему. Это же здорово! И таких примеров масса.
И минусы тоже есть
Но кто сейчас владеет информацией о людях? В первую очередь, конечно же, операторы мобильных сетей, интернет-провайдеры, социальные сети и банки. Те, кто использует передовые технологии в своей работе. Они знают о вас все. О каждом вашем шаге, каждом вашем поступке. И их базы данных, которые являются плацдармом для работы Big Data, имеют огромную ценность. Однажды я был на встрече с представителями сотовой компании, спикер рассказал, что уже сегодня они могут на основе анализа звонков сказать с точностью на 90 процентов, кому принадлежит номер - мужчине или женщине.
Но нет таких баз данных, которые нельзя было бы взломать. И это один из главных минусов, который может обернуться серьезными проблемами для любого из нас.
Увы, не только во взломе кроется опасность. Big Data позволяет манипулировать людьми и их поведением. В конце 2016 года швейцарский журнал Das Magazin опубликовал расследование о том, как технологии персонализированной рекламы в социальной сети Facebook повлияли на итоги выборов в США и референдума о выходе Великобритании из Евросоюза. В ней рассказывалось, что благодаря разработкам одного из ведущих исследователей в сфере психометрии Михала КОЗИНСКОГО достаточно анализа 68 лайков в Facebook, чтобы определить цвет кожи испытуемого (95 процентов вероятности), его гомосексуальность (88 процентов вероятности), а также его интеллектуальное развитие, религиозные предпочтения, пристрастие к алкоголю, курению или наркотикам.
Имея такие данные, можно представлять пользователям ту информацию, которая позволит сформировать его мнение по тому или иному вопросу, будь то выборы президента (чтобы он отдал голос за конкретного кандидата) или что-то еще.

Комментарий эксперта
Олег АЛДОШИН, специалист по Digital-бизнесу:
- Распространение Big Data неизбежно. Каждое государство в мире, в том числе и Казахстан, будет внедрять какие-то инструменты, базирующиеся на анализе больших данных.
К примеру, все паспорта в будущем станут биометрическими, потом от них, может, вообще откажутся и будет цифровая авторизация. Поэтому противостоять этому бессмысленно.
Нужно просто более аккуратно относиться к тому, где вы оставляете свои данные. Если у того же Facebook очень жесткая политика конфиденциальности, то у кучи других сайтов гарантии сохранности ваших данных нет. Я бы не стал бояться телекомов или соцсетей, потому что это компании, которые находятся под жестким надзором регуляторов всех стран. Все большие компании в каком-то смысле под колпаком. А вот мелкие сайты, интернет-магазины и так далее никто практически не контролирует.
Любое изобретение, любое новшество могут быть использованы как во благо, так и во зло. Поэтому, я думаю, что и бизнесу, и людям нужно научиться жить с Big Data и правильно с этим работать. Это очередной виток прогресса, и спрятаться от него будет невозможно.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Опрос в тему
Как вы относитесь к тому, что за вами следят с помощью современных технологий?
- Мне скрывать нечего, пусть следят.
- Мне это неприятно, но такова современная жизнь.
- Я категорически против и последую вашим советам незамедлительно.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Задумываетесь ли вы, что и кому оставите в наследство?
Да, собираюсь заранее написать завещание 40%
Не хочу думать об этом, наследники сами разберутся 22%
У меня нет имущества, которое можно передать по наследству 38%

Поделиться
Класснуть