Теплообман
Работу счетчиков в Казахстане по-прежнему определяет человеческий фактор: пока жители многоэтажек приобретают в рассрочку общедомовые приборы учета (ОПУ) ценой в полмиллиона тенге и платят за их обслуживание и поверку, тепловые компании продолжают начислять многим из них по старому тарифу, считая квадратные метры. А индивидуальные приборы учета тепла (ИПУ) в новостройках южной столицы, без которых дома не принимают в эксплуатацию, и вовсе не обслуживаются тепловиками, а висят только для красоты. Почему так происходит и действительно ли выгодны приборы учета?
Три года назад газете “Время” в комитете по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей пообещали: к 31 декабря ВСЕ многоквартирные дома в Казахстане будут оснащены ОПУ. Однако эти пафосные планы споткнулись об один неучтенный факт суровой действительности: далеко не во всех домах возможна установка этих приборов учета. Как потом пояснили нам тепловики, ОПУ не устанавливают, если в доме нет элеваторного узла и если он относится к категории ветхого жилья, которое скоро пойдет под снос.
Пока что из 36 898 многоэтажных домов в Казахстане ОПУ установлены в 21 885, что составляет 59,3 процента.
Между тем и в Министерстве национальной экономики, и в теплоснабжающих организациях (руководствуясь исключительно заботой о самих потребителях, а не о доходах монополистов - как же иначе!) рекомендуют устанавливать общедомовые приборы учета, потому что так жители многоэтажек станут платить только по факту потребленного тепла, а это на 20 процентов меньше.
В настоящее время тарифы по всему Казахстану, за исключением Караганды, Семея и Западно-Казахстанской области, дифференцированы, то есть рассчитываются в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета. И тарифы для тех, кто платит по ОПУ, действительно ниже. Сравните: в Алматы одна гигакалория (единица потребления тепла) без ОПУ стоит 7267 тенге, с ОПУ - 5327,78, в Жезказгане без ОПУ - 3341, с ОПУ - 2784,17 тенге (цены без НДС).
Между тем юрист и председатель Ассоциации КСК Алматы Аркадий РУБЦОВ уверен: эта нормативная разница создана искусственно:
- Сегодня те, кто не приобретает ОПУ, платят на 20 процентов больше за отопление, чем те, у кого он есть, хотя товар один и тот же. Но эта искусственно созданная разница создает иллюзию выгодности приборов учета. Потом, когда приборы учета составят значительную долю, разницу уберут и тарифы будут другими.
Законодательная несостыковка?
В одной из новостроек Алматы собственников квартир еще до вселения обязали установить индивидуальные приборы учета тепла, стоимость которых более 70 тысяч тенге (не путать со счетчиками горячей воды!). Но вот уже три года плату за отопление жильцам выставляют по площади квартиры, не принимая во внимание счетчики. Сами ИПУ при этом не то что не дают показания - они даже не подключены и не обслуживаются!
В КСК, обслуживающем эту новостройку, отвечают, что виноваты тепловики, которые не хотят заключать с ними договоры - им это просто невыгодно. Между тем в ТОО “Алматинские тепловые сети” это отрицают: по их словам, на данный момент формирование платы за отопление идет согласно методике 284ОД ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО исходя из показаний общедомового прибора учета. А индивидуальные приборы учета тепла они вообще не обслуживают.
Так кто же виноват в этой ситуации? Застройщик? Но в Министерстве по инвестициям и развитию сообщили: согласно закону “Об энергосбережении и повышении энергоэффективности” не допускается приемка в эксплуатацию новых объектов, которые не оснащены автоматизированными системами регулирования теплопотребления. Получается, что все вроде бы по закону, но ничего не работает и никто за это не отвечает. При этом только законопослушные собственники квартир выполнили все, что от них требуется. Но зачем? Министерство на этот вопрос ответило очень своеобразно: “Указанная проблема связана с тарифообразованием. Вопросы тарифообразования относятся к компетенции комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК. В данном случае необходимо внести корректировки в методику расчета тарифов или их предельных уровней на регулируемые услуги субъектов естественной монополии по снабжению тепловой энергией, утвержденных приказом и.о. председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 сентября 2013 года № 284-ОД”.
За чей счёт и сколько стоит?
Согласно статье 10 закона “О естественных монополиях и регулируемых рынках” субъект естественной монополий вправе взимать плату за приобретение и установку приборов учета коммунальных услуг. Потребители тоже вправе требовать установку приборов учета у теплоснабжающих компаний. Если каждый имеет право требовать, то почему всегда платят жильцы? В Министерстве по инвестициям и развитию объяснили так: “В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан приборы, находящиеся в эксплуатации, являются собственностью потребителей, которые их обслуживают и осуществляют другие мероприятия (поверка и прочее) в отношении средств измерений”.
Логика такая: ваша собственность - вы и платите. Цены на общедомовые приборы учета, заявленные тепловиками, утверждают местные департаменты комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Миннацэкономики. Стоимость ОПУ варьируется от 523 053 до 809 097 тенге и зависит от диаметра самого прибора. Диаметр подбирают в соответствии с тепловыми нагрузками. В эту же сумму входят модем, четыре шаровых крана, термометры, манометры с арматурой, антивандальное исполнение (своеобразная система безопасности), монтаж, электромонтаж, наладка, сдача в эксплуатацию.
Если собственники квартир не могут оплатить всю сумму сразу, теплоснабжающие компании, например ТОО “АлТС” в южной столице, предлагают рассрочку на 48 месяцев. После того как срок гарантийной службы закончится и будет внесена вся сумма, прибор учета и документы на него передаются на баланс КСК. При этом составляется акт приема-передачи ОПУ.
Цена на индивидуальные приборы учета горячей воды составляет от 6000 тенге и выше. В стоимость входят сам прибор, опломбировка и ввод в эксплуатацию.
Мнение эксперта
Адильбек ЖОЛДЫБАЕВ, юрист:
- Право отказаться от общедомовых приборов учетов у потребителей вроде бы есть, но реализовать его нереально. Ведь программа государственная, а общедомовое имущество служит не одному человеку, а всем жильцам дома. Во многом здесь определяющим фактором выступает добросовестность председателей КСК: они могут взять прибор учета в рассрочку, но при этом его установка не должна быть нагрузкой для социально уязвимых слоев населения. Почему бы им не сделать внутри кооператива или управляющей компании скидки пенсионерам, инвалидам, многодетным? Некоторые председатели КСК злоупотребляют своим положением, вступают в сговор с монополистом: если компания просит 600 тысяч тенге за прибор учета, то управдом заряжает все 800 тысяч тенге. Это нужно контролировать самим собственникам квартир: провести общедомовое собрание, собрать кворум, обосновать причину установки ОПУ, пригласить специалиста из управления жилья и жилищной инспекции, выбрать счетчик, согласовать со всеми жильцами. Только после этого управдом делает заявку на установку прибора учета.
Потребителю на заметку
Решив установить общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме, можно выбрать саму теплоснабжающую компанию, а можно - сервисные организации, у которых есть лицензия на проектирование систем теплоснабжения и проведение монтажных работ внутренних систем отопления.
Убедитесь, что сервисные компании имеют прибор учета тепловой энергии, внесенный в государственный реестр средств измерений (проверить это можно на сайте kazinmetr.kz), и все необходимое оборудование для выполнения работ по установке ОПУ, а не будут просить у вас купить вдобавок еще и краны, и шнуры, и разводные ключи.
- Как происходит установка приборов учёта?
Монтажные работы по установке ОПУ обычно проводятся два дня, при этом температура воздуха должна быть не ниже -10 °С. После того как прибор установили, нужно пригласить инженера по учету из теплоснабжающей организации. Он осмотрит прибор, проверит правильность программирования на нем, после чего опломбирует его и составит акт допуска узла учета в эксплуатацию. При этом акт подписывает еще и представитель собственников квартир или председатель КСК. В среднем вся процедура при условии слаженной работы от оформления ОПУ до его установки занимает примерно месяц.
- Кто должен следить за состоянием ОПУ?
После ввода прибора в эксплуатацию тепловики отвечают за поставку тепла только до элеваторного узла, а сохранностью и обслуживанием счетчика занимается КСК или нанятая им по договору сервисная компания. При этом если в вашем доме есть общедомовой прибор учета тепла, а квитанции продолжают поступать с расчетом по площади квартиры, то тут есть два объяснения: или счетчик только-только установили, или он неисправен, сломан либо выключен из сети питания. Если первое, то тепловые сети должны будут сделать перерасчет. Если второе, то собственники квартир имеют право призвать к ответу КСК или обратиться с жалобой на него в управление жилья и жилищной инспекции.
- Зачем нужна поверка?
Основная задача проведения поверки прибора учета - определить, пригоден ли он к использованию, и подтвердить его соответствия нормативам. Поверка проводится государственной метрологической службой через интервал времени, который указывается в сертификате об утверждении типа средства измерений. Обычно это каждые четыре года. Общий срок эксплуатации ОПУ - примерно 12 лет. Стоимость поверки - от 80 000 до 200 000 тенге, и это тоже за счет потребителей. Однако чиновники обещают: все эти затраты окупятся, ведь по счетчику придется платить куда меньше, чем по площади квартиры!
А что будет, если пренебречь процедурой поверкой счетчика? Яркая иллюстрация на примере многоэтажного дома в южной столице по улице Тулебаева, жильцы которого получили в январе счета с суммами 47 тысяч тенге только за одно отопление! В теплосетях пояснили: в доме установлен общедомовой прибор учета тепла, который в мае прошлого года должен был пройти поверку. Об этом теплосети проинформировали ПКСК и оформили акт изъятия из эксплуатации. Однако после поверки ПКСК не дал заявку на опломбировку, счетчик не ввели в эксплуатацию, а значит, он и не работал все это время. Поэтому базовая система начислений за три месяца подряд появилась только в январской квитанции - и по квадратным метрам, раз не работает счетчик.
- Почему в абсолютно одинаковых домах разные счета за отопление?
Тепловики на этот вполне понятный вопрос жильцов многоэтажек отвечают хитро: говорить о том, что два абсолютно одинаковых жилых дома должны производить оплату одинаково, нельзя, потому что при выставлении счета в квитанции они якобы учитывают многие факторы: дату обхода контролеров, расчетный период, съем показаний ОПУ и ИПУ горячей воды, которые индивидуальны для каждого дома.
- Наказывают ли тех, кто отказывается от установки ОПУ?
Как пояснили в Министерстве по инвестициям и развитию, в соответствии с действующим законодательством потребители обязаны иметь приборы учета коммунальных услуг. При этом определенного наказания за отказ от установки приборов учета в законодательстве не предусмотрено.
Опрос в тему
Как вы думаете, станут ли потребители платить меньше за тепло после того, как ОПУ установят повсеместно?
- Да, ведь правительство заботится о нас, а не о монополистах
- Нет, монополистам станет невыгодно, и они поднимут тарифы
- Счетчики не смогут установить абсолютно во всех домах, тарифы останутся дифференцированными
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Как вы считаете, оправдают ли себя затраты на умные, но дорогие счетчики на свет и газ?
Да, это сделает систему потребления комуслуг прозрачной и удобной для всех...................4 %
Нет, проблем станет еще больше: новые приборы учета будут зависать и давать сбой данных..............12 %
Такие дорогие счетчики должны устанавливать только за счет поставщика услуг ...................84 %
Продолжение темы читайте в материале "Тепловой удар"