Сомнение - мать строения
Борис КИМ: “Оказывается, никому в Казахстане не нужно безопасное и дешевое жилье!”
Государство могло бы экономить триллионы тенге в рамках госпрограммы “Нурлы жер”, а алматинцы - покупать сейсмоустойчивое жилье не дороже 148 тысяч тенге за квадратный метр, (или 140 000 в ценах 2017 г) если бы не заключение зарубежного эксперта и решение Национального научного совета отказать в финансировании испытаний нового проекта строительства жилых домов.
Еще об одном повороте в скандале с распределением научных грантов рассказал нашей газете технический директор ТОО “ССК-Проект” и автор 11 патентов на изобретения Борис КИМ, откликнувшийся на тему, поднятую в интервью президента Национальной академии наук Мурата ЖУРИНОВА (“Капиталы гранта”, см. “Время” от 8.2.2018 г.). Напомним, Мурат Журинович даже в статусе руководителя отечественной науки имел возможность разобраться на практике, почему пока не стоит особо верить в объективность экспертной оценки проектов, проводимых хоть за рубежом, хоть внутри страны.
Борис Николаевич , столкнувшись с тем, что зарубежные эксперты необъективно занизили балл его проекту только из-за их незнания реальной ситуации в Казахстане, предложил свои семь пунктов по изменению ситуации с распределением грантов.
Но обо всем по порядку. Проектная организация Николая Кима участвовала в конкурсе совместно с Казахским научно-исследовательским проектным институтом строительства и архитектуры (АО “КазНИИСА”). Ученый рассчитывал, что их работа по удешевлению жилищного строительства должна заинтересовать не только членов Национального научного совета (ННС), но и всех казахстанцев, ведь это ноу-хау позволяет строить, во-первых, надежно, во-вторых, недорого, а в-третьих - быстро.
Девятиэтажка в чистовой отделке по методу Кима возводится всего за полгода, при этом в условиях Алматы стоимость одного квадратного метра жилья снижается с 230 тысяч тенге до 148 тысяч! Ну а быстрые сроки возведения домов - это быстрая оборачиваемость средств, что в итоге позволит обеспечить квартирами еще большее количество казахстанцев.
Зарубежные эксперты, говорит Борис Николаевич , в целом дали высокую оценку проекту (26,7 балла). За исключением одной позиции. Они посчитали, что партнер-застройщик должен быть государственной компанией, так как частник может подвести и не выполнить взятые на себя обязательства.
-Зарубежный ЭКСПЕРТ просто не в курсе, что в Казахстане не существует государственных застройщиков. Все компании частные. Договор с одной из них мы прикрепили к конкурсной документации. Частник просто не располагает средствами на научные исследования проекта. Как нет таких денег и у нас, - рассказал изобретатель.
По словам Бориса Кима, он еще в первой половине января письменно обосновал научному совету свое несогласие с эксперт¬ным заключением именно по этому пункту. Но в феврале узнал: его доводы были проигнорированы.
- Мы знаем все цифровые параметры программы “Нурлы жер” в сфере жилищного строительства, - говорит Борис Николаевич. - По нашим подсчетам, внедрение в производство системы сборного безригельного каркасного жилья на кинематическом фундаменте дало бы экономию государству в размере 2 770 000 000 000 тенге только в рамках этой программы. Квадратный метр такого жилья обошелся бы алматинцам менее чем в 450 долларов. Но самое главное – в зданиях с системами сейсмоизоляции девятибалльное землетрясение ощущалось бы не сильнее пяти-, шестибалльного ! Все эти соображения я отправлял по инспекциям в том, числе подавал заявку и в грант АО НАТР . Но в итоге оказалось, что никому не нужны ни безопасность, ни экономия государственных средств, так, как победителями стали проекты, в которых принимали участие члены ННС косвенно , или прямо.
Отсутствие финансирования со стороны государства для разработки рабочих проектов , вибродинамических испытаний , и научных исследований не дает возможности реализовать систему Сборного безригельного каркаса с сейсмоизолирующими кинематическими фундаментами ( SPB –SIS), ежегодно теряются бюджетные деньги в размере 2,7 трлн тенге. Эту систему можно также можно применять при строительстве школ, детсадов и прочих зданий и сооружений ,необходимо только переработка технологической части рабочих проектов применительно к конструктивной части . С чем мы одни уже сами не управимся и необходимо подключение других специализированных проектных институтов - уверен Борис Николаевич , предоставивший редакции не только всю переписку со всеми заинтересованными ведомствами, но и техническую документацию своего проекта.
Но главное, что заставило изобретателя обратиться в газету, не вполне резонная обида, а прозвучавшее с наших страниц приглашение принять участие в дискуссии по поиску выхода из ситуации, когда никто, ни за что не отвечает при распределении грантовых денег.
Ким считает, что решения ННС по выделению грантов на 2018-2020 годы необходимо аннулировать. Рассматривать по новой вопросы финансирования исследований можно будет только после внесения изменений в положения .
- Эксперт потому и эксперт, что он не зависит ни от одного из соискателей грантов, - говорит Борис Ким. - Как может член ННС решать судьбу государственных денег, если он не является экспертом в области строительства ( только для экспертизы рабочего проекта привлекаются не менее 14 экспертов по разным частя проекта ), мое мнение он должен основываться на заключениях экспертов. Еще один момент: почему решения научного совета нельзя оспаривать даже в суде? Если игнорируются заключения экспертов ?! У нас есть законы, никакой совет не может быть выше законодательства. Для чего тогда суды, если есть общественные организации, прописывающие самим себе право неподсудности?!
У Бориса Николаевича кроме уже упомянутого аннулирования решения ННС и запрета считать экспертами заинтересованных людей есть еще пять предложений, часть которых процедурного характера. Но главное все-таки в том, что научный совет не должен безответственно принимать никаких решений вообще, а особенно те, что противоречат экспертной оценке.
- Между прочим, в законе “Об архитектурной и градостроительной деятельности” прямо сказано: эксперт не может быть никоим образом связан с теми проектами, по которым он делает заключения. Такие действия должны уже оцениваться Уголовным кодексом, - подчеркивает изобретатель. - А в положении об ННС все прописано так, чтобы никому ни за что никогда не отвечать. Чтобы в любом случае люди, принимающие решения, могли всегда выходить сухими из воды...
Положение о ННС не , не должно противоречить законам Республики Казахстан. Сейчас депутаты, общественники, политические партии требуют разобраться с такой ситуацией.
Я предложил свое решение этой ситуации. Давайте все вернем в русло закона и логики, - итожит свои аргументы Борис Ким.
Игорь НЕВОЛИН, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы
P.S. Редакция готова поделиться предложениями изобретателя со всеми заинтересованными сторонами.