Всё не онай!
Когда может повыситься плата за проезд в общественном транспорте Алматы? Скоро ли появится возможность бесплатной пересадки в ОТ? Сколько еще автобусов закупят перевозчики? Об этом вчера на пресс-конференции рассказал руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог южной столицы Максут ИСАХОВ (на снимке).
Правда, один из тех, кто пытается создать город для людей, а не для автомобилей, симптоматично начал свое выступление с того, как ведется в Алматы работа по... строительству развязок, дорог и пробивке улиц. То есть с мер, которые, по мнению урбанистов, в первую очередь полезны как раз владельцам личного транспорта и только увеличивают количество машин на городских магистралях!
Потом речь зашла о платных парковках, количество которых в нынешнем году возрастет с 10 до 15 тысяч (их по-прежнему будут организовывать в центральной части мегаполиса).
И лишь после этого заговорили о главном. В городе помимо привычного велопроката появится более 10 тысяч желтых велосипедов китайской компании Ofo, которые горожане уже успели оценить минувшей весной. В этом же году весь общественный транспорт, курсирующий по выделенным полосам, могут оснастить специальными камерами - они будут фиксировать номера машин-нарушителей, выезжающих и паркующихся на автобусной полосе. Проект уже протестировали, подали заявку в акимат, осталось дождаться одобрения.
В Алматы останется 15 перевозчиков (для сравнения: в 2016 году их было 20), и появится, заменив старые, еще 134 новых автобуса - буквально в ближайшие месяцы их должны закупить частные автопарки.
Еще из обещаний: бесплатная пересадка в течение часа для тех, кто платит электронной картой “Оңай!”, может заработать уже в марте.
Когда дело дошло до вопросов журналистов, Исахова чуть ли не в первую очередь спросили, будет ли повышен тариф на проезд в ОТ Алматы, чего уже давно добиваются сами перевозчики. Если раньше на подобные вопросы представители акимата отвечали безапелляционно: мол, нет, повышения тарифа не будет, то теперь не все так однозначно - думаем, решаем.
- Комиссия, которая работала в прошлом году, вывела средний тариф для Алматы 150 тенге, - прокомментировал Максут Пернебаевич. - Процедура повышения тарифа сложная. Окончательное решение принимают депутаты маслихата, но до того нужно обсудить этот вопрос с членами общественного совета при акимате, пройти региональный совет НПП “Атамекен”. Но все это может произойти только после того, как мы примем решение о повышении тарифа. Сейчас такого решения нет. При этом хочу сказать, что Алматы - единственный в Казахстане город, в котором с 2012 года не повышался тариф. Я как человек, работающий с перевозчиками каждый день, знающий их проблемы, считаю, что тариф в 80 тенге не покрывает их расходы. С 2012 года выросли цены на ГСМ, автобусы, запчасти... Этот вопрос (повышения тарифа. - О. А.) еще на обсуждении и не находится в моей личной компетенции. Но даже если мы примем такое решение, стоимость проезда возрастет только через какое-то время.
Был во время пресс-конференции и еще один весьма показательный момент. Исахов начал говорить о поддержке общественного транспорта. О том, что на 2018 год выделено 7,9 млрд. тенге на субсидирование 44 маршрутов (это порядка 35-40 процентов всех автобусов и троллейбусов).
- Где мы субсидируем - мы требуем! В договоре о субсидировании очень много пунктов, которые должны соблюдать такие автобусы. Это и культура вождения, и частота их передвижения, - уверял он.
Ему тут же задали вопрос о кондукторах.
- В идеале их не должно быть, - прокомментировал спикер. - А пассажир должен оплачивать проезд по совести. Но в реальности перевозчики вынуждены содержать кондукторов, потому что не обеспечивается полнота сборов (платы за проезд. - О. А.). На днях в Фейсбуке появился пост о том, что на 12-м маршруте человек два раза оплатил за проезд (водитель просил пассажиров приложить карту “Оңай!” к терминалу для разовой оплаты. Те, кто ездит в автобусах, знают, что так они ловят зайцев. Как потом выяснилось, в тот момент с электронной карты одного из пассажиров еще раз списалось 80 тенге. Историю растиражировали СМИ. - О. А.). Я сам встречался с этим водителем, разговаривал. Он мне говорит: “Вы меня поймите. Я встаю в пять утра, иду на базу, в 6.30 выезжаю, в девять заканчиваю. Пока до дома доеду - 11 вечера. Сплю четыре часа. И вот в воскресенье я еду на Медеу, у меня в салоне не менее 70 человек, а по помощнику “Оңай!” я вижу, что заплатили всего 17!” У него (водителя. - О. А.) плана нет. У него субсидированный маршрут. Просто ему обидно, что люди не платят! Я ему сказал, что он не прав. Что не должен был останавливать автобус и заставлять людей платить. Но это было уже не в первый раз. Ему надоело бесплатно возить людей... Нельзя все время валить вину на водителя или на кондуктора. Я их не оправдываю, но и их нужно понять!
А теперь вопрос из зала: что не так с нашим общественным транспортом, если даже водитель автопарка, который должен быть образцовым, позволяет себе подобное? Ведь автобусы для маршрута № 12 закупил акимат, все маршруты субсидируются. Зарплаты у водителей высокие, и они не зависят от выручки. Следовательно, рулевого должно волновать только то, соблюдает ли он график и довольны ли пассажиры. И наплевать на то, платят они за проезд или нет. Это уже головная боль контрольно-ревизионной службы. Где, кстати, она была в данном случае? И как же “где мы субсидируем - мы требуем!”? В общем, у нас опять все не оњай! И еще хотим, чтобы кто-то по доброй воле пересел с личного транспорта на общественный!
- Вы пытались подсчитать, сколько автомобилистов отказались от своих машин и стали пользоваться автобусами? Ведь в этом и есть смысл тех реформ, о которых вы говорите, - спросила я Максута Пернебаевича.
- Есть замеры, согласно которым 60 процентов респондентов готовы пересесть на общественный транспорт. Но это оптимистичная цифра, я сам скептически к ней отношусь.
- А пересели-то сколько?
- Такой цифры у меня нет, но если судить по транзакциям... В метро за год на один миллион четыреста тысяч человек возросло количество пассажиров. Это результаты нашей реформы.
- Как вы в целом оцениваете свою работу?
- Я не могу ничего о себе говорить. Но когда езжу по городу и вижу зеленые автобусы (те самые, что закупает акимат. - О. А.), у меня глаз радуется.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Кстати
До и после работы
Предсменное и послесменное медицинское освидетельствование хотят сделать обязательным для таксистов и водителей общественного транспорта, сообщается в проекте приказа Министерства здравоохранения “Об утверждении списка профессий, требующих предсменного и послесменного медицинского освидетельствования”.
В приложении к документу - список из 32 пунктов с указанием профессий, представителям которых в случае подписания приказа нужно будет проходить обязательное медосвидетельствование перед началом смены. Для 31 вида деятельности обязательным требованием является прохождение медицинского освидетельствования за один час до начала дежурства. В их числе - аппаратчики гидрометаллургических цехов, взрывники, водолазы, машинисты поездов, работники ядерно опасных объектов, задействованные в обслуживании самолетов работники аэропортов и многие другие. Лишь один вид деятельности предусматривает более строгие требования по медосвидетельствованию.
“Водители транспортных средств, работающие на маршрутах регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, багажа, грузов, в том числе опасных грузов, водители такси: периодичность осмотров - за 30 минут до выхода в рейс и незамедлительно после окончания рейса”, - сказано в приложении к проекту приказа.
Документ вынесен на публичное обсуждение, которое продлится до 19 февраля.
КазТАГ